Закон о государственно-частном партнерстве лоббируют иностранные инвесторы в ущерб отечественным, – юрист

2010-06-01 16:01:04

Очередные законодательные инициативы по упрощению процедуры привлечения иностранных инвестиций в Украину являются антиконкурентными мерами по отношению к украинским инвесторам и ограничивают возможности для развития украинской экономики, считает юрист Международной юридической группы AstapovLawyers Юлия Яшенкова.



Так
она прокомментировала законопроект
"Об основах взаимодействия государства
с частными партнерами" №5239, который
на днях рассматривался парламентским
комитетом по вопросам промышленной и
регуляторной политики и предпринимательства,
сообщает "Интерфакс-Украина".

"Законодателем
усиленно лоббируются интересы иностранного
инвестора, а декларирование соблюдения
равных условий для внутренних и внешних
инвесторов – просто фикция", – сказала
Ю.Яшенкова.

По
ее мнению, предусмотренное законопроектом
государственно-частное партнерство
(ГЧП) в том числе на условиях концессии,
не защищает интересы украинской экономики
и, в частности, украинских граждан.

Так,
законопроект предусматривает запрет
приватизации объекта ГЧП на протяжении
всего срока его осуществления – от пяти
до 50 лет. В то же время закон Украины "О
концессиях" предусматривает право
на выкуп объекта концессии в случае
принятия решения о приватизации по
окончании срока действия договора.

По
мнению юриста, данные противоречия
впоследствии могут привести к распродаже
государственного имущества.

Помимо
того, Ю.Яшенкова отметила необходимость
внесения изменений в упомянутый закон
"О концессиях" в части урегулирования
вопроса привлечения украинских граждан
при осуществлении иностранными
инвесторами проектов в рамках ГЧП,
которые позволили бы защитить интересы
украинских граждан.

Так,
действующий закон "О концессии"
лишь предусматривает необходимость
использования в концессионной деятельности
работы украинских граждан без определения
соотношения использования украинского
труда и иностранного, когда, к примеру,
закон "О концессии на строительство
и эксплуатацию автомобильных дорог"
в редакции от 3 апреля 2003 года предусматривал
специальные требования к концессионеру,
среди которых использование 90% украинской
рабочей силы и 70% отечественного сырья,
пояснила Ю.Яшенкова.

"Безусловно,
речь не идет о возврате 90% квоты. Но в
настоящее время иностранному инвестору
достаточно нанять только одного
украинского специалиста для обеспечения
выполнения данной нормы, предоставив
остальные рабочие места иностранным
специалистам, при возможности занять
в рабочем процессе большее количество
украинцев", – подчеркнула Ю.Яшенкова.

В
целом юрист отметила, что, подобные
законодательные инициативы делают
украинское инвестиционное пространство
более привлекательным для иностранного
инвестора.

"Но
одновременно создаются условия, при
которых внутренние инвесторы, так
сказать, "выталкивается" в этой
условно равной конкуренции", –
резюмировала Ю.Яшенкова.

В
ноябре 2009 года Верховная Рада поддержала
в первом чтении законопроект об основах
взаимодействия государства с частными
партнерами.

Законопроект
определяет правовые, экономические и
организационные основы взаимодействия
государства и частных партнеров,
регулирует отношения, связанные с
подготовкой, выполнением и прекращением
договоров, которые подписываются в
рамках государственно-частного
партнерства, а также устанавливают
гарантии соблюдения прав и законных
интересов сторон таких договоров.

Проект
предусматривает, что ГЧП может применяться
для регулирования отношений, возникающих
при реализации проектов в ряде сфер
экономики.

Речь,
в частности, идет о поиске, разведке
месторождений полезных ископаемых, их
добыче, производстве, транспортировке
и поставке тепла и распределении поставок
природного газа, строительстве или
эксплуатации автострад, дорог, железных
дорог, взлетно-посадочных полос на
аэродромах, мостов, путевых эстакад,
тоннелей и метрополитенов, морских и
речных портов, а также их инфраструктуре.

ГЧП
также может реализовываться в сферах
машиностроения, сборе, очистке и
распределении воды, здравоохранении,
туризме, отдыхе, рекреации, а также
культуре и спорте, обеспечении
функционирования оросительных и
осушительных систем, обработке отходов,
производстве, распределении и поставках
электрической энергии, управлении
недвижимостью.

Согласно
законопроекту, для реализации
государственно-частного партнерства
могут подписываться договоры о концессии,
совместной деятельности, распределении
продукции и другие.

Кроме
того, проект определяет объекты, которые
могут быть предметом государственно-частного
партнерства, а также условия проведения
конкурса по определению частного
партнера, условия подписания договоров
в рамках указанного партнерства нормой
в отношении контроля над их выполнением.