Быть или не быть Украине транзитным государством?

2010-06-01 17:38:22

Географическое положение Украины, развитая транспортная сеть, наличие незамерзающих портов должны способствовать объемам транзитных грузопотоков. Для государства развитие транзитных перевозок означает существенное увеличение поступлений в бюджет, а так же источник финансирования транспорта.



Потенциал
у страны есть…

Технологические
мощности национальной транспортной
инфраструктуры разрешают ежегодно
перевозить железными дорогами, внутренним
водным и автомобильным транспортом и
перерабатывать в портах свыше 60-70 млн.
т и доставлять трубопроводами до 200 млн.
т товаров. Однако фактические объемы
транзита составляют лишь 200 млн. т. То
есть имеющийся транзитный потенциал
Украины используется на 70 %, а транспорт
общего пользования без трубопроводов
– только на 50%.

В
последние годы наблюдаются тенденции
к определенному росту транзитных
перевозок. Но на отдельных видах
транспорта по ряду направлений и групп
грузов допущены снижения объемов
перевозок. Хотя эксперты отмечают:
Украина как транзитное государство
интересует многие страны.

Виктор
Лисицкий первый вице-президент ассоциации
судостроителей Украины: "Заинтересована
Европа. Все кто к Западу от нас
заинтересованы. И на северо-западе от
нас – Литва, Латвия, Эстония, где есть
порты – они заинтересованы. Безусловно,
Скандинавия интересуется нашими
транзитными потоками. И, конечно же,
Россия. Вообще, нами могут заинтересоваться
очень многие, если будут созданы
соответствующие условия для развития
транспортного комплекса"

Основные
транзитные потоки входят в Украину
железной дорогой

Основные
транзитные грузопотоки через территорию
Украины – это транспортировка газа,
нефти и нефтепродуктов магистральными
газо- и нефтепроводами из России, на
которую приходится около 80 % объемов
всего транзита в европейские страны.
Почти 95 % транзитных потоков входит в
Украину через железнодорожные переходы.
В основном это экспортные грузы из
России, Беларуси, Казахстана (железная
руда – 36 %, каменный уголь – 16 %, нефтепродукты
– 10 %), которые направляются в Словакию,
Венгрию, Австрию, Чехию, Румынию, а также
через порты в другие страны мира.
Автомобильные транзитные перевозки в
основном осуществляются по автомагистралям,
которые проходят по направлениям:
Северо-Восточная Европа – запад Украины
– Россия, Беларусь; морские порты Украины
– Россия, Беларусь, Кавказ, Молдова и
другие страны. В номенклатуру грузов,
которые перевозятся, входят продукты
питания, одежда, обувь, мебель,
фармацевтическая продукция, контейнерные
грузы, в том числе те, которые прибыли
через морские порты.

Согласно
тарифным условиям, заложенным в положения
Тарифной Политики на 2009 г., перевозка
транзитных грузов украинскими железными
дорогами увеличилась в 1,5-1,75 раза в
зависимости от вида груза. Такие изменения
заложены в перечень коэффициентов на
перевозку транзитом грузов, значимых
для Украинских железных дорог. Кроме
того, тарифные условия определены для
ряда транзитных грузопотоков направлением
на порты Украины: российских рудных
грузов на украинский Дунай (Ренийский
МТП); казахской сырой нефти и сжиженных
газов, российского мазута и зерна – на
порты Украины; черных металлов – на порты
"Большой Одессы" (Одесский,
Ильичевский, Южный МТП). Для Одесского
порта существенным фактором является
понижение на 30% тарифа на перевозку
транзитом сахара-сырца направлением
на Россию, для Днепро-Бугского порта –
снижение на 16% тарифа на перевозку
глинозема направлением на Таджикистан.
Предусмотрен также понижающий коэффициент
0,85 на перевозку российских удобрений
в направлении ООО "Трансинвестсервис"
крупнейшего в Украине частного морского
перевалочного комплекса (акватория
порта Южный).

Украине
не хватает качества обслуживания

Чтобы
Украина заняла достойное место по своим
транспортным потенциалом необходимо
повысить качество обслуживания
грузовладельцев, считают эксперты. А
для этого – улучшить состояние транспортной
инфраструктуры. В последние годы на
всех видах транспорта подвижной состав
практически не обновлялся, уровень его
износа составляет 60—70 %. Мы живем за
счет материальной базы, созданной в
предыдущие годы, но уже сегодня ощущается
острый дефицит полувагонов, цистерн,
окатышевозов. Не хватает современных
морских судов, автомобилей международного
сообщения, контейнеров и подвижного
состава для интермодальных перевозок.
Попытки решить эти вопросы за счет
собственной производственной деятельности
приводят только к "латанию дыр".
Тем более, что финансовая ситуация
транспортных предприятий осложняется
необходимостью покрывать убытки от
перевозок пассажиров, пользующихся
льготами. Убытки эти составляют более
чем миллиард гривен, и они не компенсируются
из бюджета. Разработан ряд правительственных
программ пополнения и обновления
подвижного состава, но они финансово
не обеспечены и в ближайшее время тяжело
рассчитывать на существенное улучшение
дел. "Власть должна была бы работать
более предметно. Я понимаю, конечно, что
частая смена премьер-министров, как бы
снимают с них ответственность.
Премьер-министр у нас в среднем 1,5 года,
что можно за этот период сделать. Ну,
очень не много. Еще написать какой-то
толковый документ, но уже запустит его
в исполнение практически не возможно",
– комментирует для UBR Виктор Лисицкий
первый вице-президент ассоциации
судостроителей Украины.

Минтранс
Украины + Минтранс России = сотрудничество

По
данным Минтранссвязи Украины, российские
грузы сегодня формируют 70% объема
транзитных перевозок через украинскую
территорию. Удельный вес российско-украинских
грузов в международных перевозках по
территории Украины составляет 43%. С
потеплением отношений между Украиной
и Россией профильные министерства двух
государств сейчас развивают сотрудничество.
"Минтранссвязи планирует подписать
с Россией 4 договора. Это соглашение о
совместном координирование диспетчерской
службы России и Украины в акваториях
Черного, Азовского морей и в Керченском
проливе. Про порядок судоходства через
Керченский пролив. Документ о порядке
морского и авиационного спасания. И о
взаимном доступе к внутренним путям",
– сообщил министр транспорта и связи
Украины Константин Ефименко.

В
ближайшем будущем не быть Украине
международным транзитером

Исследования
Всемирного банка показали, что по индексу
логистической эффективности Украина
заняла 102-е место среди 155 стран. Оценивали
по следующим критериям: эффективность
процедур таможенного оформления,
инфраструктура транспортной логистики,
доступность и легкость организации
международных поставок. Поэтому страна
– неконкурентный транзитер. Что отнюдь
не способствует притоку инвестиций.

Лаури
Охало автор исследования Всемирного
банка: "Так как в Украине – непрозрачные
процедуры таможенного контроля,
значительно уменьшается спрос на
дополнительные мощности. Все это не
способствует получению Украиной в
ближайшем будущем статуса международного
транзитера".

Также
не способствуют статусу международного
транзитера многочисленные бюрократические
препятствия при оформлении транзитных
перевозок, низкая скорость доставки.
Транспортные артерии нашей страны
теряют финансовые поступления из- за
несовершенных правовых актов, регулирующих
транзитные перевозки и их экспедиционное
обслуживания. Первое, что нужно, утверждают
эксперты, – реформы в тарифно-ценовой и
налоговой политике.

Лилия
Вашатко, Украинский Бизнес
Ресурс