2010-05-31 14:11:04
Специально для ИА «Морские бизнес-новости Украины» ситуацию комментирует первый вице-президент Ассоциации судостроителей Украины «Укрсудпром», экс-заместитель гендиректора ЧСЗ Виктор Лисицкий.
Как
сообщалось, cуд вернул ГАХК "Черноморский судостроительный завод" государству.
ГПУ
по результатам проведенной проверки
установлены многочисленные нарушения
требований законодательства при
приватизации пакета акций завода
стоимостью 116,6 млн. грн. (90,25% уставного
фонда).
Решением хозсуда г. Киева от 28.05.2010
указанный иск удовлетворен, договоры,
по которым Фондом государственного
имущества Украины были незаконно проданы
и в дальнейшем перепроданы акции ГАХК
«Черноморский судостроительный завод»,
признаны недействительными, покупателей
обязали вернуть спорный пакет акций
государству.
МБНУ:
Какие действия в дальнейшем считаете
Вы (и Ассоциация) целесообразными: новый
приватизационный конкурс, или завод
нужно оставить в госсобственности?
В.Лисицкий:
Новый приватизационный конкурс – это
самое правильное решение. Но! Условия
приватизации должны быть радикально
улучшены.
Такие
заводы должны продаваться лишь тем, кто является достаточно мощным, хорошо известным игроком с хорошей репутацией на
судостроительном рынке.
Потенциальный
покупатель должен конечно же взять на
себя достаточно убедительные и легко
проверяемые обязательства по обеспечению:
-
Долгосрочной
загрузки завода в соответствии с его
потенциалом. -
Восстановления
полноценного трудового коллектива.
Ну а цена… О
ней дискуссию можно вести лишь с теми,
кто рискнет взять на себя указанные
обязательства.
Более чем
уверен, на это способен только российский
собственник.
Опыт
других стран показывает, что крайне
важна общая поддержка государства.
Дело не только собственно в деньгах.
Важны такие аспекта как регулирование,
психологический климат, кадровая
политика.
Важно
присутствие на заводе менеджеров
по-настоящему высокого класса. В целом
власть должна изменить отношение к
морской индустрии, иначе
простая перепродажа ничего не решит.
У
российских адмиралов есть понимание
необходимости постройки военного флота
на украинских верфях. Это связано с
утерей способности производства
определенных систем и вооружений на
территории Российской федерации.
И
если новые собственники принесут с
собой новые заказы, то для завода это,
безусловно, станет позитивом.
Еще
одно важное обстоятельство: инвестиционные
обязательства нужно писать в нормальной
и конкретной форме.
Зафиксированная
в свое время норма про обработке 60 тыс.
т стали в год – это дикость полнейшая.
Что это за показатель такой? Кто его
разработал? Почему именно 60? Я разбираюсь
в экономике судостроения, защитил по
этому вопросу диссертацию — нигде в
мире такой показатель не встречал.
Мы
убеждены, что если судостроительный
завод покупается для того, чтобы строить
суда, то обязательства должны быть
зафиксированы в штучной форме: 5 танкеров,
5 рефрижераторов в год, например. С
указанием класса. Речь не о цифрах, а
именно о принципе учета.
Кроме
того, должны быть четко и прозрачно
защищены интересы трудящихся.
Справка:
Лисицкий Виктор Иванович – Первый
вице-президент Ассоциации судостроителей
Украины «Укрсудпром».
Работал
заместителем Генерального директора по
экономике Черноморского судостроительного
завода.
Член
Совета предпринимателей при Кабмине
Украины.
Государственная
акционерная холдинговая компания
«Черноморский судостроительный завод»
– крупнейшее предприятие отрасли в
Украине и одно из наиболее мощных в
Европе было основано в 1897 году.
Компания
имеет разветвленную сеть железных и
автомобильных дорог.
Компания
располагает 2-мя наклонными стапелями
(при этом стапель «О» оснащен двумя
козловыми кранами г/п 900 тонн каждый),
поточно-позиционной линией строительства
среднетоннажных судов на горизонтальном
стапеле в крытом эллинге длиной 400 м,
плавучим доком, 3-мя достроечными
набережными и готова принять заказы на
строительство танкеров, балкеров, судов
снабжения, Ro-Ro, азимутальных буксиров
с тягой до 60 тонн с эскортными функциями
для проводки танкеров ДВТ более 70000 тонн
в узостях и в порты. На поточно-позиционной
линии возможно строительство судов
различных типов и назначения длиной до
120 м и шириной до 16,5 м.
Компания
располагает возможностями по ремонту
танкеров, балкеров и других типов судов
с докованием судов доковым весом до
7000 тонн и диной до 130 м.
В первоочередные
интересы компании входит получение
заказов на изготовление секций, корпусных
блоков массой до 1300 т, корпусов судов.
90,25% акций
Черноморского судостроительного завода
владеет Херсонский судостроительный
завод.
ЧСЗ
входит в судостроительный холдинг
российского бизнесмена Вадима Новинского.