2010-05-31 16:37:56
Несмотря на декларируемое потепление отношений между Киевом и Москвой, российские экспортеры угля и руды все чаще предпочитают объезжать Украину.
На
фоне роста объемов экспортных и внутренних
железнодорожных перевозок Украина
продолжает терять транзитные грузопотоки.
Если общая динамика перевозок составляет
плюс 22,7%, то транзит – минус 0,3% (к середине
мая). А в морских портах даже минус 20%
(по сравнению с аналогичным периодом
2009 года). Весна прошлого года стала
рекордно провальной для "Укрзализныци",
и очевидно, что железнодорожному транзиту
не везет до сих пор – его показатели
только в течение месяца несколько
превысят показатели кризисного дна.
Хотя экспортные перевозки уже выросли
на 18,1%, импортные – на 16,3%, внутренние –
на 30,4%.
Из
потерянных в 2009 году 25 млн. т транзита
(спад 35%, с 70 до 45 млн. т) только около 10
млн. т можно списать на кризисные
тенденции – спад динамики промышленного
производства и объемов экспорта в России
и Казахстане. Однако главной причиной,
как полагают эксперты, является повышение
Украиной в 2009 году транзитных
железнодорожных тарифов на 70%, в среднем
до $20/1 т (сейчас $22/1 т. – Ред.), в сумме с
повышением тарифов в портах за месяц
до начала кризиса в 2008 году (в результате
которого доходная ставка выросла в
среднем до $12/1 т).
Рентабельность
транзитных перевозок традиционно выше
экспортно-импортных поставок в 1,5–2
раза и внутренних – в три раза. При этом
при транзите не возникает проблем с
обеспечением вагонами и погрузкой.
Состав прибывает на границу, к нему
прицепляют украинский локомотив, и
никаких проблем.
Интересно,
что на встречах премьер-министров,
министров транспорта Украины и России
эта проблема особо не обсуждалась.
Российские грузоотправители пока не
могут обойтись без украинских портов
при экспорте в регионы Средиземноморья
и Индийского океана, а также без железных
дорог при поставках сырья в Венгрию,
Словакию и Чехию. Для Украины цена
вопроса также очевидна – в 2008 году доходы
портов и железных дорог от транзита
составили около $1,5 млрд. (примерно 70
млн. т), в 2009 году – $1,3 млрд. (почти 45 млн.
т).
В
ближайшее время наша страна имеет шанс
вернуть объемы сухопутного транзита в
страны Центральной Европы (до 20 млн. т).
Но с восстановлением грузопотоков через
порты ясности нет, поскольку Россия
перенаправляет значительные объемы
своего сырьевого экспорта через Беларусь,
страны Балтии, а в регион ЮВА – через
Транссиб. Дошло даже до такой практики,
как перевозка угля из Кузбасса в Италию
через порты Балтии.
Анализируя
номенклатуру транзита, можно наблюдать
рост объемов по большинству позиций,
кроме руды, угля, дизтоплива, черных
металлов и зерна. Определяющими являются
первые две, на которые приходится 90%
всего падения. Объемы перевозок угля
сократились на 15,8%, или на 620 тыс. т, что
объясняется рыночной конъюнктурой. При
этом южные порты России показывают
динамику роста перевалки своего угольного
экспорта на уровне 20%. При возросшем
объеме переработки за первый квартал
в 1,7 млн. т к ним перешло около 10% транзита,
который мог пойти через порты Украины.
А
вот сокращение транзита российской
руды на 32,3%, или на 1113 тыс. т, опрошенные
руководители транспортно-экспедиторских
компаний называют главной тенденцией
последнего времени. Помимо роста тарифов
серьезную роль в падении сыграли
спецусловия, которые с начала 2009 года
применяются только для данной
номенклатурной позиции. Согласно этим
правилам скидка к тарифу в 45–55%
предоставляется экспедитору, который
обеспечивает месячный объем перевозок
не менее 400 тыс. т (взять эту планку в
2009 году смогло только ЗАО "Интертранс",
подконтрольное нардепу от БЮТ Николаю
Ковзелю).
Эксперты
отмечают кардинальные изменения в
направлениях транзита. За январь–апрель
и первую половину мая 2009 года через
украинские порты было переработано
около 2,5 млн. т транзитной руды и через
сухопутные погранпереходы на западной
границе 850 тыс. т. В этом году в Польшу,
Венгрию, Словакию и Чехию объем транзита
руды вырос в 2,5 раза и достиг 2 млн. т. А
это уже практически докризисный уровень
2008 года. При этом объем перевалки в
портах сократился в пять раз, до 500 тыс.
т. Это означает, что российская руда,
которая экспортируется в основном в
Китай, стала перевозиться через Транссиб
и Новороссийский порт.
Несмотря
на небольшой спад экспорта в начале
года, связанный с наличием больших
запасов этого сырья в Китае, Россия в
этом году планирует увеличить поставки
ЖРС в Поднебесную в полтора раза, до 15
млн. т. Напомним, что до кризиса Россия
экспортировала около 20 млн. т ЖРС в
Европу и около 5 млн. т в Китай. В прошлом
году объемы поставок в Китай составили
10 млн. т.
При
сохранении нынешних тарифных условий,
установленных в Украине в 2008 году, стоит
ожидать, что в этом году из 30 млн. т
прогнозируемого экспорта российского
ЖРС транзитом через нашу страну пройдет
не более 30% (до кризиса около 50%). И хотя
правила игры могут быть пересмотрены,
россияне уже сейчас прорабатывают
варианты увеличения перевозок в Европу
по более длинному маршруту – через
Беларусь. Благодаря внутренним
преференциям для российских экспортеров
поставки в Китай по железной дороге
становятся привлекательнее некогда
выгодных вариантов традиционных поставок
через черноморские порты.
Александр
Арбузов, Комментарии