Как помочь экипажу Asian Glory?

2010-05-26 13:39:28

Переговоры по освобождению судна затрудняются по нескольким причинам. Самая распространенная – нежелание заинтересованных государств оказать помощь морякам их их родственникам. В данном случае самыми заинтересованными государствами являются Украина, Болгария, Индия и Румыния. Именно их граждане страдают в плену, ежеминутно рискуя жизнью.



Получил
очередное тревожное письмо от родственников
моряков автомобилевоза Asian Glory, захваченного
сомалийскими пиратами 2 января этого
года. Экипаж 25 человек – 8 граждан
Болгарии, 10 граждан Украины, 5 Индии, 2
Румынии. Груз 2405 легковых автомобилей
южнокорейского производства, почти все
– 2388, компаний Hyundai Motor и Kia.

Переговоры
по освобождению судна затрудняются
несколькими обстоятельствами. У
менеджера, английской компании Зодиак,
были захвачены практически одновременно
сразу два судна, что для любой компании,
даже такой крупной как Зодиак, является
тяжелым финансовым ударом. Еще одна
проблема – само судно. Пираты стали
использовать Asian Glory в качестве пиратского
корабля, настоящего боевого корабля
для выходов в океан и нападений на новые
жертвы. Пираты выяснили, что суда этого
типа наиболее подходящие для атак, это
не обычные суда типа доу или небольшие
рыболовные, которые используются как
базы для поиска добычи, а собственно
атака осуществляется небольшими
открытыми лодками.

Суда
типа Asian Glory имеют высокий надводный
борт и высокую скорость, с их помощью
пираты безбоязненно подходят к атакуемому
судну практически вплотную и ведут
прицельный огонь.

Помимо
этих причин, есть и еще одна, самая
распространенная. Нежелание заинтересованных
государств оказать помощь морякам их
их родственникам. В данном случае самыми
заинтересованными государствами
являются Украина, Болгария, Индия и
Румыния. Именно их граждане страдают в
плену, ежеминутно рискуя жизнью.

Государства
могут и обязаны пойти на прямые контакты
с судовладельцем и попытаться разобраться,
в чем дело, почему переговоры так
затянулись. Если судовладельцу необходима
финансовая помощь в сборе выкупа,
государства не могут – обязаны! – помочь
ему с выкупом. Негласно, не афишируя, но
помочь. Государства обязаны оказать на
судовладельца всемерное давление в
случае, когда он очевидно тянет переговоры
с целью снижения суммы выкупа, пренебрегая
при этом здоровьем и жизнью моряков,
как это сейчас и происходит, что очень
убедительно и доказательно раскрывается
в письме родственников.

Поэтому
совет может быть только один – устраивать
шум в прессе, скандалы, привлекать
внимание, требовать от судовладельца
и от своей страны действий. Украинским
родственникам мне кажется, надо связаться
с болгарскими родственниками и болгарскими
СМИ. Ничего другого собственно говоря,
не остается. Все опять брошено на авось
и на случай – авось к тому времени, когда
Зодиак все-таки договорится с пиратами,
все люди на борту будут живы и насколько
это возможно, здоровы. И только шум,
скандал и требования смогут или не
смогут ускорить переговоры, но это хоть
какой-то шанс, единственная возможность
помочь.

Письмо
тяжелое, но когда такие письма и такие
ситуации были легкими? И опять совет
тот же – бушевать, шуметь, протестовать,
надеясь, что волна дойдет до мировой
прессы и ударит по судовладельцу, а
также по властям заинтересованных
стран. Нужна дубина, чтобы не советовать,
а в таких ситуациях – бить по головам
тех, кто может и должен делать все для
освобождения моряков. И эту дубину можно
сделать. Теоретически. Практически –
не получается.

Письмо:
Уважаемый Михаил! Обращаются к Вам
родственники экипажа ASIAN GLORY. Вчера нам
удалось пообщаться с одним из членов
экипажа «St.James Park». Наши самые
пессимистические прогнозы оправдались
в полной мере – Зодиак действительно
неделями не выходил на связь с пиратами.
Причем, когда пираты пытались связаться
с ними, компания отказывалась разговаривать,
мотивируя это тем, что хозяева положения
здесь они, и связываться они будут сами,
когда сочтут нужным. То есть они пытаются
воспитывать пиратов и давить на них
посредством наших ребят. Нас же они в
каждом письме убеждают в том, что пираты
просто не хотят быть разумными. Цинизму
этой компании нет предела!

Мы
постоянно требуем от Зодиака сделать
условием переговоров обеспечение судна
продовольствием и связью моряков с
близкими. С этим же требованием мы
обращались к правительству Украины и
МИДу. Нам отвечают, что еды на судне
достаточно. Видимо, к ним подплывает
супермаркет и снабжает их едой!!! Моряки
с St.James Park сказали нам, что разговоров о
поставках продовольствия на судно
компания вообще не вела.

Пираты
кормили пленников один раз в день гнилым
рисом. Изредка они привозили на судно
маленького козленка. Его делили на 56
человек ( 26 экипажа и 30 пиратов), то есть
каждому доставалось по небольшому
кусочку. Правда, последнее время им
разрешали ловить рыбу.

Пили
дистиллированную воду. Очевидно, из-за
нехватки витаминов и минералов у моряков
повыпадали зубы. По 10-15 кг потерял каждый
член команды. Когда судно освободили,
у экипажа не было сил радоваться –
настолько были сломлены. На ASIAN GLORY
ситуация, как говорят пленники с St.James
Park , хуже в связи с ценностью судна и
груза. Что ждет наших ребят?
Более двух
месяцев не было звонков от экипажа. Живы
ли они? Верить «Зодиаку» мы уже не можем.

На
конференции в Копенгагене по проблемам
пиратства (там была общественная
организация «Ассоль» из Одессы) было
признано, что ASIAN GLORY используют как
пиратскую базу, и они участвовали в
нападениях. Почему это скрывают военные?
И
последнее: компания Зодиак в своей
щедрости обскакала даже скупого
«Ариановского» грека – на сегодняшний
день компания выплатила членам экипажа
«St.James Park» по целой (!!!!) тысяче долларов
за каждый месяц пребывания в плену.
Этого не хватит даже на зубы, не говоря
уже о достойной реабилитации после
такого стресса. Но, там судовладелец
Арианы не очень состоятельный человек,
в отличие от Sammy Ofer, что если не оправдывает,
то хотя бы объясняет его нежелание
платить большой выкуп и компенсации.

(Sammy
Ofer – владелец компании «Зодиак», один
из богатейших людей мира, пожертвовал
20 миллионов фунтов стерлингов в Лондоне
Национальный морской музей в Гринвич,
В рамках 35 млн. фунтов стерлингов
программы расширения. Недавно он
пожертвовал 3,3 млн. фунтов стерлингов,
чтобы помочь завершить восстановление
Катти Сарк к 2010 году.
(http://en.wikipedia.org/wiki/Sammy_Ofer))
Мы, конечно не
английская королева, орден ему не вручим.
Может быть, поэтому аппарат английской
королевы не удосужился ответить на наше
письмо королеве – а ведь мы его вручили
лично послу Великобритании в Украине!
( Можем выслать Вам скан с подписью
посла).

Сэмми
Офер и его компания, похоже, и тут решили
прославиться и возглавить список самых
затяжных выкупов. Похоже, пора данную
компанию занести в черный список
компаний, абсолютно не заботящейся о
судьбе своих экипажей, а отстаивающих
исключительно свои интересы. Пусть
моряки, пытающиеся заключить с ней
контракт, сто раз подумают, прежде, чем
сделают это.

Михаил,
нет ли у Вас возможности прорваться в
английскую прессу, мы готовы давать
интервью, фотографии, есть записи на
телефонный диктофон (правда 3-месячной
давности)? Публикации, пикеты и
телерепортажи на Украине, как Вы
понимаете, Зодиаку абсолютно не страшны.
В том числе и правительству Украины,
МИДу и Министерству транспорта, да и
Карпачевой (украинский Омбудсмен). У
нас скопилась уже целая пачка их ответов
на наши письма примерно такого содержания,
о котором Вы писали : «Ситуация под
контролем». Правда, непонятно, под чьим?
Как помочь ребятам? Ну, должен же быть
хоть какой- то способ повлиять на Зодиак?

С
уважением. Родные и близкие экипажа
ASIAN GLORY

P.S.
Про дубину – ну что-ж, опять повторю в
сотый раз, про необходимость иметь свой
голос. Свое издание, которое не смогут
высокомерно обойти молчанием и невниманием
мировые СМИ. Оно необходимо и морякам,
и судовладельцам, и крюингу. Кто-то
страдает от пиратов, кто-то от произвола
властей, кто-то от общей ситуации в
судоходстве, где благодаря политике и
действиям главных морских организаций
мира судовладелец давно превратился в
мальчика для битья и дойную корову.
Мировые морские СМИ раболепно молчат,
боясь тронуть малейшей критикой как
морские организации, так и многие страны.
Где помощь от тех, кто в этом голосе
заинтересован, где их действия или хотя
бы предложения? Нет ничего. Все сидят
по углам и надеются, что пронесет. Сидите
дальше, что еще тут скажешь.

Войтенко
Михаил, «Морской
бюллетень
»