Возвращение ФСБ в Севастополь: СБУ не может защитить ЧФ РФ?

2010-05-13 11:31:07

ФСБ и Служба безопасности Украины на следующей неделе планируют подписать новый документ, определяющий работу российских контрразведчиков в Севастополе, где базируется Черноморский флот.



По данным,
появившимся в СМИ, в готовящемся соглашении о сотрудничестве между ФСБ и СБУ
нет упоминаний о том, что российским контрразведчикам будет запрещено
заниматься оперативно-розыскной деятельностью на украинской территории. Вместе
с тем, согласно российскому законодательству, сотрудники ФСБ имеют право
проводить оперативно-розыскную деятельность в местах дислокации воинских частей
и подразделений Вооруженных сил РФ.

Вместе с тем,
еще до подписания каких-либо соглашений, стало известно, что первая группа
российских контрразведчиков Черноморского флота уже возвратилась в Севастополь.
Об этом, в частности, вчера сообщил источник в силовых структурах города.
"Сотрудники контрразведки флота уже начали возвращаться в Севастополь.
Более того, уже сейчас они заняты подготовкой к проведению учений по
антитеррору совместно с представителями Службы безопасности Украины
(СБУ)", – сказал он. В СБУ воздержались от официальных комментариев по
этому поводу.

«ФЛОТ2017»
задал экспертам вопрос: не может ли являться деятельность российских спецслужб
на территории Украины угрозой национальной безопасности нашей страны? Поскольку
в Законе Украины "Об оперативно-розыскной деятельности" четко
определены подразделения, имеющие право заниматься оперативно-розыскной
деятельностью на территории государства, и в их число не входят подразделения
иностранных государств, не может ли пребывание работников российских спецслужб
считаться незаконным?

Ведущий
эксперт военных программ Центра Разумкова Алексей МЕЛЬНИК:

– Оценивая
такое решение, следовало бы знать причины, которые заставили прежнее
руководство принимать решение о денонсации Протокола от 2000г., регулировавшего
пребывание сотрудников российских спецслужб в Крыму. Для этого, видимо, были
достаточно веские основания, которые характеризовались экс-главой СБУ как
"недружественные действия".

Еще одним
аргументом предыдущего решения была уверенность в способности украинских
спецслужб гарантировать безопасность объектов и военнослужащих ЧФ РФ на
территории Украины. Означает ли новое решение, что у руководства страны
возникли сомнения в способности СБУ выполнять подобные задачи?

Вместе с тем,
специфика работы спецслужб предполагает такие методы, как сбор информации,
оперативно-разыскную и агентурную деятельность. Осуществление подобной
деятельности на нашей территории иностранными спецслужбами противоречит
требованиям национального законодательства.

В связи с этим
возникает вопрос о соответствии готовящегося решения законодательству Украины.
Если предположить, что все вопросы пребывания офицеров ФСБ будут четко
регламентированы, то лично у меня нет полной уверенности в безукоризненном
соблюдении этих требований, учитывая многочисленные нарушения российской
стороной условий пребывания ЧФ на территории Украины.

Также
возникают и более общие вопросы, волнующие многих украинских экспертов и
политиков. Что еще предложит или уступит сегодняшняя украинская власть Кремлю?
Как далеко готов пойти официальный Киев в стремлениях доказать свою лояльность
и дружественные намерения Москве?

Президент
Атлантического совета Украины, бывший советник Президента Украины генерал-майор
в отставке Вадим ГРЕЧАНИНОВ:

– Я не нахожу
ничего хорошего в том, что с согласия украинского правительства на территорию
Украины возвращаются работники иностранных спецслужб. Но очевидно, что в любом
случае это произойдет.

Президент
Украины подписал закон о продлении срока базирования Черноморского флота в
Крыму до 2042 года с возможностью пролонгации на 5 лет, и возвращение
работников российской контрразведки на этом фоне выглядит абсолютно естественным
и логичным. Такое крупное военное объединение, как Черноморский флот не может
существовать в течение последующих 25-ти лет, не имея служб контрразведки.

То есть, это
объективная необходимость, но в любом случае факт остается фактом: мы теряем
свою самостоятельность, а россияне усиливают свои позиции на территории нашего
государства.

Директор
Института политического анализа и международных исследований Сергей ТОЛСТОВ:

– Насколько я
понимаю ситуацию, в соглашении должны быть четко определены задачи для
российской службы контрразведки флота. Существуют нормативы, согласно которым в
любом достаточно крупном военном подразделении должны быть службы контрразведки.
Контрразведка в Вооруженных силах занимается предотвращением разведывательной
деятельности против соответствующего контингента и обеспечением секретности, а
также предотвращением возможной вербовки военнослужащих данного военного
подразделения представителями разведок других стран. На иностранных военных
базах контрразведка может выполнять определенные полицейские функции, поскольку
речь идет о наличии или отсутствии военной полиции.

Главный вопрос
состоит в том – могут ли 19-20 сотрудников военной контрразведки на
Черноморском флоте подорвать безопасность Украины или нет? По моему мнению,
ответ находится в плоскости трех позиций. Первое: каков существующий характер
отношений между государствами, являются ли они враждебными и ведет ли то или
иное государство подрывную деятельность против другого? Второе: есть ли
соответствующие договоренности, регламентирующие действия сотрудников спецслужб
одного государства на территории другого? И третье: соблюдаются ли эти
договоренности?

Даже учитывая
то, что численность состава Черноморского флота, согласно максимальному
номинальному количеству, составляет не 25 тыс. человек, а менее 14 тыс.
военнослужащих, осуществление функций контрразведки вполне естественно,
поскольку такие действия ведутся практически в любом военном формировании любой
крупной страны, в т.ч., и на военных базах США. На Окинаве есть соответствующие
подразделения, и я думаю, что они гораздо многочисленней. Американская
контрразведка работает и на гражданских объектах, расположенных в Силиконовой
долине. Сотрудники контрразведки следят за выполнением контрактов, подписанных
предприятиями в системе ВПК. Поэтому ничего чрезвычайного, сенсационного и
угрожающего в данном случае я не вижу. Речь идет лишь о составлении достаточно
конкретного и прозрачного регламента – чем более конкретен регламент, тем легче
отслеживать его выполнение, и соответственно контроль над тем, что бы эти
требования выполнялись.

Что касается
подрывной деятельности, могу сказать следующее. Военные Украины и России, в
последние годы, продемонстрировали гораздо более высокий уровень готовности к
взаимодействию, сотрудничеству и поиску приемлемых решений, чем политическое
руководство наших государств. В том случае, если речь будет идти о
взаимоотношении между военными структурами, не думаю, что здесь могут
возникнуть решения, которые эти военные структуры не смогут урегулировать путем
двусторонних контактов и переговоров.

Директор
аналитического Центра содействия изучению геополитических проблем и
евроатлантического сотрудничества Черноморского региона «Номос» Сергей КУЛИК:

– Военная
контрразведка – это неотъемлемая часть Вооруженных сил, хотя и имеет
непосредственное отношение к другому ведомству. Агентурно-оперативную работу
сотрудники военной контрразведки имеют право проводить только на территории
военных подразделений, которые обслуживают. Я считаю, что их отсутствие,
скорее, составляет угрозу безопасности, как для российской, так и для
украинской стороны: вооруженное подразделение, оставленное без
контрразведывательного прикрытия, – это нонсенс. Поэтому, нет ничего страшного
в том, что сотрудники военной контрразведки возвращаются в расположение
российского воинского подразделения.

Вопрос состоит
в том, насколько четко их действия будут регламентированы условиями соглашения,
и насколько эффективно работники украинских спецслужб смогут контролировать
возможную незаконную деятельность за пределами воинских частей Российской
Федерации?

С экспертами
беседовала Анна Шумакова, "ФЛОТ2017"