2010-05-11 08:21:04

Из-за решения Антимонопольного комитетета Украины искусственно создана ситуация, при которой частные фирмы оказались в более выгодных условиях, чем государственный порт.



Процесс
ротации кадров на разных уровнях власти
коснулся и морского хозяйства. В начале
апреля исполняющим обязанности начальника
крупнейшего в Украине порта "Южный"
вместо ушедшего на больничный Юрия
Крука был назначен бывший глава Ассоциации
портовых операторов и частных стивидоров
Украины Вадим Пархоменко. Однако это
решение вызвало широкий резонанс среди
специалистов отрасли, так как на
протяжении нескольких лет руководителю
порта удавалось отстаивать интересы
государственного предприятия и вывести
порт "Южный" в лидеры отрасли.

Чистая
прибыль порта "Южный" по итогам
2009 года составила 558 миллионов гривен

О
состоянии крупнейшего в Украине порта,
занимающего лидирующее место как по
объемам грузоперевалки, так и по
финансово-экономическим показателям,
"ФАКТЫ" попросили рассказать
начальника государственного порта
"Южный" Юрия Крука, находящегося
в данный момент на больничном.

– В
каком финансовом и техническом состоянии
вы передали крупнейший украинский порт
временно исполняющему ваши обязанности
господину Пархоменко?

– Я
не передавал господину Пархоменко дела.
На момент назначения и. о. начальника
порта я находился на больничном. Несмотря
на финансовый кризис, который парализовал
многие предприятия и целые отрасли,
порт "Южный" не просто выстоял, а
продемонстрировал значительный рост
практически по всем показателям
финансово-хозяйственной деятельности.

За
два года и три месяца, то есть в период
моего руководства портом, удалось
значительно увеличить все
финансово-экономические показатели.
Чтобы не быть голословным, приведу
некоторые статистические данные.

2007 год

2008 год

2009 год

Рост по отношению к 2007 году

Чистый доход (тысяч гривен)

535151

852046

1399515

261,5%

Финансовый результат (тысяч гривен)

124501

332202

761875

611%

Чистая прибыль (тысяч гривен)

97482

236726

557882

572,3%

Платежи в бюджет всех уровней и
целевые фонды (тысяч гривен)

161048

237609

497962

309,2%

Платежи в госбюджет (тысяч гривен)

79212

131404

382451

482,8%

Если
говорить о техническом состоянии порта,
то главный акцент за этот период делался
на его развитии, то есть увеличении
капитализации порта. Так, если в 2007 году
объем инвестиций, которые "Южный"
направлял на капитальное строительство
и приобретение основных фондов, составлял
22 миллиона 900 тысяч гривен, то по итогам
2009 года этот показатель достиг уже 328
миллионов 200 тысяч гривен. Это в 14,4 раза
больше, чем в 2007 году. Я думаю, что данные
цифры говорят сами за себя.

Что
касается грузооборота и грузопереработки,
то они в 2009 году несколько снизились по
сравнению с показателями 2008 года. Так,
грузооборот сократился на 17 процентов
из-за кризиса и колоссального спада
производства в химической отрасли. Ведь
объем переработки химических грузов
упал почти в два раза. Но по основной
номенклатуре грузов порт сохранил
положительную тенденцию, и уже в первом
квартале 2010 года грузооборот по сравнению
с показателями 2009 года вырос на 1 процент
и достиг 4 миллионов 723 тысяч тонн, а
грузопереработка увеличилась на 4
процента и составила 3 миллиона 560 тысяч
тонн. Кроме того, по состоянию на 7 апреля,
когда был назначен новый исполняющий
обязанности начальника порта, на счетах
"Южного" оставалось около 180
миллионов гривен. Я думаю, что наследство
вполне достаточное. Другой вопрос: как
им будут распоряжаться?


кризисном 2009 году мы дважды увеличивали
зарплату"


Что вы считаете своим главным достижением?


Главное достижение – то, что удалось
доказать и показать: порт может работать
гораздо эффективнее. И это выражено в
конкретных результатах. Мне приятно
говорить, что "Южному" удалось
получить главный документ – Программу
перспективного развития порта. И еще
более приятно говорить о том, что мы
смогли приступить к ее реализации. Так,
после шестилетнего перерыва построили
и сдали в эксплуатацию первую очередь
нового перегрузочного комплекса на 9-м
причале. Также в 2009 году был заключен
контракт с голландской компанией "Damen
Shipyards" о строительстве для порта двух
буксиров проекта 2810, имеющих ледовый
класс и мощность по 5 тысяч лошадиных
сил каждый. Буксиры должны быть спущены
на воду в конце 2010 года. Все это обеспечит
порту доходы, связанные с будущим ростом
судозаходов, строительством новых
комплексов и терминалов в акватории
"Южного".

Из
последних приобретений порта я бы
обратил внимание на ввод в эксплуатацию
двух портальных кранов "Либхер"
грузоподъемностью 84 тонны каждый и
вылетом стрелы на 42 метра, что даст
возможность увеличить нормы обработки
флота, а также обрабатывать суда под
погрузкой без раскантовки. Также можно
сказать о приобретении портом 100-тонного
плавкрана, который, помимо удовлетворения
текущих потребностей портового флота,
планировалось использовать для
организации рейдовой погрузки судов
типа кэйп-сайз.

Кроме
того, значительный экономический
результат порт получит от строительства
терминала в тылу 5-го, 6-го причалов.
Благодаря воплощению этого проекта
планировалось дозагрузить 8-й и 9-й
причалы "Южного" как минимум на 4
миллиона 400 тысяч тонн. Предусматривалось,
что в результате порт получит дополнительные
ежегодные доходы в размере более 120
миллионов гривен.


Юрий Юрьевич, а что вы можете сказать о
взаимоотношениях с трудовым коллективом?
Как, на ваш взгляд, сотрудники переживают
перемены в порту?


Главный показатель взаимоотношений –
это уровень зарплаты людей и так
называемый социальный пакет. Конечно,
говорить о том, что все без исключения
работники порта довольны уровнем
зарплаты, было бы неправильно, но все
познается в сравнении. Общий фонд оплаты
труда составил 164 миллиона гривен при
плане в 144 миллиона 500 тысяч гривен.
Среднемесячная заработная плата
работника порта за 12 месяцев прошлого
года – 3 тысячи 860 гривен. В 2007 году она
составляла 2 тысячи 779 гривен. Доход
работника – 4 тысячи 839 гривен, при том
что в 2007 году было 3 тысячи 477 гривен.
Порт "Южный" являлся и остается
лидером отрасли по уровню заработной
платы. В кризисном 2009 году мы дважды
увеличивали зарплату.

Необходимо
сказать, что и в финансовом плане на
2010 год мы запланировали рост зарплаты
не менее чем на 18 процентов. В марте я
уже подписал приказ об увеличении
зарплаты работникам порта на 10 процентов
с 1 апреля. Все социальные гарантии,
предусмотренные коллективным договором
порта, выполнялись в полном объеме.
Должен сказать, что коллектив активно
поддерживал меня в отстаивании законных
интересов "Южного", и я точно знаю,
что если люди почувствуют ухудшение
условий работы, показателей "Южного",
то молчать они не будут.

– По
вашему мнению, какие риски могут ожидать
предприятие в нынешней ситуации?

– Я
бы отметил три принципиальные позиции,
отстаивание которых носит для МТП
"Южный" стратегическое значение.
И если случится так, что порту не удастся
их отстоять, то и результат не заставит
себя долго ждать.

Первое
– это то, что "Южный" принуждают
предоставить 50-процентные скидки на
портовые сборы на все причалы в его
акватории. И если порт не апеллирует
данное решение в судах, это повлечет за
собой резкое снижение грузопереработки.
Ведь грузопотоки просто уйдут на частные
терминалы, которые вместо привлечения
новых грузопотоков заберут наработанную
грузовую базу порта. Это повлечет за
собой колоссальный спад в доходной
части порта и, соответственно, свертывание
всех программ развития. В результате
чего, я думаю, на повестке дня будет
стоять единственный вопрос: где найти
средства для выплаты зарплат сотрудникам?

Второе
– "Южный" вынуждают передать часть
услуг по буксирной проводке флота в
акватории порта частной компании. В
результате портовый флот, получивший
по итогам 2009 года 153 миллиона гривен
дохода, может лишиться около 40 процентов
этой суммы, что, естественно, отразится
на работе всего порта.

И
третье – это то, что "Южный" заставляют
выплатить компенсацию стивидорной
компании "ТИС" за дноуглубительные
работы. В случае единовременного
выставления счета порту он будет не в
состоянии погасить долг, что может
привести к аресту его имущества и счетов.

Я с
удовлетворением могу сказать, что по
состоянию на 7 апреля, когда был назначен
новый исполняющий обязанности начальника
порта господин Пархоменко, наши юристы
не проиграли ни одного решения суда, и
мы жестко отстаивали интересы "Южного"
и государства. Считаю, что порт должен
искать компромиссы по всем вышеперечисленным
позициям, но при условии, если принятие
того или иного решения по любому вопросу
не ухудшит финансово-экономическое
состояние "Южного", финансовые и
социальные условия работников крупнейшего
транспортного предприятия страны.

Сергей
КУРГАН "ФАКТЫ"