2010-05-07 16:16:20
Руководство Украинской морской организации, Ассоциации «Украинский морской союз», представители других морских и общественных организаций, обратились с письмом к Президенту Украины, Премьер-министру страны, в котором содержится требование не допустить реализации предложения о регистрации моряков дальнего плавания в качестве физических лиц-субъектов предпринимательской деятельности плательщиков единого налога.
«Как
стало известно, – говорится в документе,
– к Премьер-министру Украины Н.Я. Азарову
обратился председатель Объединенного
профсоюза плавсостава Г. А. Бакаев с
письмом (исх. № 24/03 от 25 марта 2010 года),
в котором предлагается регистрировать
моряков-«подфлажников» в качестве
субъектов предпринимательской
деятельности (СПД), дабы они платили
единый налог, а также производили
отчисления в Пенсионный фонд. По мнению
председателя ОПСП, это позволит усилить
социальную защиту данной категории
трудовых мигрантов, а также резко
увеличить доходы Государственного
бюджета и Пенсионного фонда.
Уже
были предложения высшим органам
государственной власти о переводе
моряков-«подфлажников» в СПД. Пять лет
назад Минтруда и соцполитики Украины,
выполняя поручение КМУ и обобщив точку
зрения Минтранссвязи, Минфина и ГНАУ,
высказалось категорически против
данного предложения.
В
свою очередь, Кабинет Министров, который
в 2004 году возглавлял нынешний Президент
Украины Виктор Янукович, поддержал
точку зрения Минтруда и соцполитики о
недопустимости принудительного
превращения моряков-«подфлажников» в
СПД.
Широкая
морская общественность страны, основываясь
на выводах, сделанных авторитетными
юридическими компаниями, нисколько не
сомневается в том, что высшие органы
государственной власти легко разберутся
в сути поставленного вопроса, ведь
правовая абсурдность предложения видна
невооруженным глазом:
1.
Идея регистрации моряков «подфлажников»
в качестве СПД является грубым нарушением
прав человека и Конституции Украины,
так как никто не может быть принужден
становиться предпринимателем против
своей воли.
Напомним,
что в соответствии со статьей 42
Хозяйственного Кодекса Украины
предпринимательство – это самостоятельная,
инициативная, систематическая, на
собственный риск хозяйственная
деятельность, которая осуществляется
ради достижения экономических и
социальных результатов, а также для
получения прибыли. В соответствии с
положением статьи 52 Гражданского
Кодекса Украины субъект предпринимательской
деятельности – физическое лицо отвечает
всем своим имуществом, по обязательствам,
связанным с предпринимательской
деятельностью.
Наконец,
согласно пункту 1 статьи 128 ХК Украины
гражданин является субъектом хозяйствования
при условии государственной регистрации
его как предпринимателя без статуса
юридического лица.
При
этом следует учесть, что в соответствии
со статьей 19 Конституции Украины,
правовой порядок в стране основывается
на принципах, в соответствии с которыми
никто не может быть принужден делать
то, что не предусмотрено законом.
Таким
образом, никого нельзя заставить быть
предпринимателем против его воли.
2
Сущность профессиональных функций
специалиста морских профессий, работающего
на условиях найма, не отвечает содержанию
предпринимательской деятельности.
Так,
моряк-«подфлажник» в своей профессиональной
деятельности не несет материальных и
социальных обязательств перед третьими
лицами за других участников мореплавания,
что позволило бы эту деятельность
характеризовать как самостоятельную.
Отсутствует в работе наемного работника
и предпринимательский риск.
Таким
образом, профессиональная деятельность
моряка-«подфлажника» не является
самостоятельной и не подразумевает
наличие в его работе предпринимательского
риска.
3
Правовой смысл трудовой деятельности
моряка-«подфлажника» не имеет ничего
общего с предпринимательской деятельностью.
Напомним,
что специалисты морских профессий,
работающие под «флагом», своим
трудоустройством на суда иностранных
судовладельцев реализуют право свободного
выбора трудовой деятельности,
гарантированного каждому гражданину
статьей 43 Конституции Украины.
Трудовые
отношения с иностранным судовладельцем
закрепляются трудовым договором
(контрактом), в котором судовладелец
выступает в качестве работодателя, а
морской специалист – наемного работника.
Таким
образом, правовая диспозиция, заключенная
в трудовом договоре, полностью исключает
возможность взаимоотношений украинского
«подфлажника» с иностранным работодателем
в качестве субъекта предпринимательской
деятельности.
Добавим,
что еще одним подтверждением трудовой
функции членов экипажа торгового судна
является положение статьи 54 Кодекса
торгового мореплавания Украины, согласно
которому порядок принятия на работу,
условия работы и оплаты труда, порядок
и основания увольнения лиц судового
экипажа, регулируются нормами
законодательства, а также коллективными
и трудовыми договорами (контрактами).
Аналогичные нормы содержатся в
законодательстве других ведущих мировых
морских держав, в частности, Греции,
США, Великобритании, Германии.
Если
же предположить, что вместо трудового
договора стороны будут заключать
специальный внешнеэкономический
контракт о предоставлении иностранному
судовладельцу услуг гражданином Украины
как субъектом предпринимательской
деятельности, то такой контракт априори
не сможет содержать гарантий защиты
социально-трудовых интересов
моряка-«подфлажника».
4
Действующее законодательство Украины,
в частности, Законы «О занятости
населения» и «О лицензировании
определенных видов хозяйственной
деятельности» (№1775-111 от 01.07.2000г.),
подразумевает участие в процессе
трудоустройства гражданина на работу
за границей посредника, имеющего
соответствующую государственную
лицензию, выдаваемую Министерством
труда и социальной политики Украины.
Согласно
Лицензионным условиям осуществления
хозяйственной деятельности по
посредничеству в трудоустройстве на
работу за границей, утвержденным
совместным приказом Минтруда и соцполитики
№ 1555/534 от 19.12.2001 г., и зарегистрированным
в Министерстве юстиции Украины 10.01.2002
г. за № 17/6305, посредничеством в
трудоустройстве за границей является
предоставление услуг по поиску работы
в соответствии с заявками работодателей
в отношении незанятых рабочих мест
(вакантных должностей), а также
информационно-консультационных услуг
относительно возможности трудоустройства,
условий и размера заработной платы,
наименования и местонахождения
работодателей.
Таким
образом, посредническая деятельность
по трудоустройству за границей
подразумевает оказание услуг,
способствующих в конечном итоге найму
гражданина на вакантную рабочую должность
в качестве наемного работника с
последующим оформлением трудового
договора (контракта), а не создание
условий для предпринимательской
деятельности.
5Предпринимательская
деятельность на основании статьи 52
Хозяйственного Кодекса Украины по иску
заинтересованных органов и лиц может
быть прекращена судебным решением, в
случае признания такой деятельности
мнимой или не соответствующей требованиям
законодательства.
Исходя
из вышесказанного, несложно предположить,
что если вдруг каким-то образом идея о
регистрации моряков-«подфлажников» в
качестве СПД с уплатой единого налога
получит одобрение высших органов
государственной власти, то после этого
неминуемо последует массовая подача
исковых заявлений в суд о признании
такой предпринимательской деятельности
мнимой и не соответствующей требованиям
законодательства.
Более
того, заставлять моряков-«подфлажников»,
являющихся наемными работниками в
соответствии с международным трудовым
законодательством, регистрироваться
в качестве субъектов предпринимательской
деятельности, следует квалифицировать
как подлог и попытку внесения в документы
заведомо ложных сведений, что является
уголовно наказуемым деянием, за которое
предусмотрена ответственность в рамках
статьи 172 Уголовного Кодекса Украины.
6
Утверждение о том, что реализация
предложения о регистрации
моряков-«подфлажников» в качестве
предпринимателей поможет обеспечить
данную категорию граждан государственными
пенсиями, является очередной попыткой
ввести органы государственной власти
в заблуждение.
Напомним,
что вступление в силу с 1 января 2004 года
Законов Украины «Об общеобязательном
государственном пенсионном страховании»
и «О негосударственном пенсионном
страховании» открыло перед гражданами
Украины, имеющими постоянную работу у
иностранного работодателя, возможность
самостоятельно определять размер своей
будущей пенсии благодаря участию во
втором и третьем уровне реформированной
пенсионной системы. Для этого необходимо
прийти в районное управление Пенсионного
фонда по месту жительства и заключить
соответствующий договор, в котором
будет указана сумма заработной платы
трудового мигранта, а также сумма
ежегодного взноса, из которой будет
впоследствии рассчитываться величина
пенсии по достижении пенсионного
возраста.
Что
же касается страхования трудовых
мигрантов во время их работы на судах
под удобным флагом, то следует отметить,
что этот вопрос также давно решен.
Подавляющее большинство украинских
моряков-«подфлажников» застраховано
иностранными судовладельцами в ведущих
мировых страховых компаниях, в том
числе, в страховом клубе «P and I», на очень
солидную сумму – от 70 тысяч долларов и
более – на случай болезни в ходе рейса,
производственной травмы, частичной или
полной потери трудоспособности. Условия
страховки также предусматривают выплату
страховой компенсации семье и детям
моряка-«подфлажника» на случай потери
кормильца. Тщательно прописанные условия
защиты социально-трудовых интересов
наемного работника, включая условия
страхования, содержатся в Коллективном
соглашении, которой заключают между
собой иностранный судовладелец и
уполномоченный украинский морской
профсоюз.
7
Расчет выгоды, которую якобы получит
государство от реализации вышеназванного
предложения, изобилует грубыми и
несуразными математическими ошибками.
Так,
в письме, направленном в адрес
Премьер-министра Украины Н. Я. Азарова,
утверждается, что количество украинских
граждан, работающих на судах иностранных
судовладельцев, составляет якобы около…7
миллионов человек. Это не соответствует
действительности, так как общее количество
украинских трудовых мигрантов всех без
исключения профессий, работавших за
границей, несколько лет тому назад
составляло порядка 5 миллионов граждан,
а после начала мирового экономического
кризиса, с осени 2008 года, сократилось в
несколько раз.
8.
Как уже неоднократно отмечалось,
иностранные судовладельцы очень
внимательно следят за изменениями в
законодательной базе Украины,
регламентирующей порядок трудоустройства
граждан за границей, в том числе, на суда
под удобным флагом.
Такое
внимание объясняется тем, что по
численности украинские моряки-«подфлажники»
вошли в число лидеров международного
рынка морской рабочей силы,. Поэтому
любые изменения в законодательной базе,
которые могут усложнить порядок
трудоустройства морских специалистов
на «подфлажные» суда, вызовут крайне
негативную реакцию иностранных
судовладельцев. Им будет легче вообще
отказаться от услуг граждан Украины,
чем выполнять абсурдные требования и
рекомендации.
Необходимо
отметить, что сегодня, в условиях
продолжающегося мирового экономического
кризиса, иностранные судовладельцы и
так вынуждены отказываться от услуг
высококвалифицированных и опытных
украинских моряков, заменяя их
неприхотливыми к условиям труда и быта
представителями стран Юго-Восточной
Азии, которые готовы трудиться за гораздо
меньшую зарплату.
Сегодня
многие украинские посреднические
предприятия были вынуждены приостановить
работу по причине отсутствия заказов,
они испытывают неимоверные трудности
с уплатой всех предусмотренных
законодательством налогов и сборов.
9.
Как образно заметил народный депутат
Сергей Гирневецкий – Украина давно
является не морской державой, а страной
у моря. К сожалению, наше государство
утратило свой торговый флот, а перспективы
его возрождения пока безрадостны.
Украина
еще не скоро будет иметь собственный
торговый флот. И единственным шансом
для моряка найти работу по специальности
остается возможность трудоустройства
на судно иностранного судовладельца.
Между
тем, на рынок труда специалистов морских
профессий стремительно надвигается
самая настоящая катастрофа. Работу под
«флагом» не могут найти даже специалисты,
успевшие сделать по одному- два
«подфлажных» рейса.
Армию
безработных каждый день пополняют
молодые специалисты, которые отчаянно
оббивают пороги посреднических
предприятий, но никто их, из-за отсутствия
опыта работы или хотя бы качественной
плавпрактики, на работу «под флаг» не
берет! Нужно бить во все колокола, а не
заваливать высшие государственные
инстанции бредовыми идеями по
«усовершенствованию» законодательства
в виде регистрации моряков-«подфлажников»
как СПД!
10
Широкая морская общественность
по-прежнему считает, что система
налогообложения доходов «подфлажников»
действительно нуждается в коренном
реформировании, однако не за счет
превращения моряков в СПД, а благодаря
возврату налоговой нормы «183 суток»,
действовавшей в украинском законодательстве
до 1 января 2004 года.
Этой
теме были посвящены более полутора
десятка обращений в высшие органы
государственной законодательной и
исполнительной власти, включая Президентов
Украины, Премьер-министров, председателей
Верховной Рады, руководителей профильных
министерств и ведомств. В них указывалось,
что именно действие налоговой нормы
«183 суток» способствовала ввозу в Украину
заработной платы моряков-«подфлажников»
в размере около 3 миллиардов долларов.
Эти деньги стали хорошим инвестиционным
подспорьем для отечественной экономики.
К сожалению, вступление в силу
предусмотренного Законом Украины «О
налоге с доходов физических лиц» (№
889-1У от 22.05.03г.) нового порядка налогообложения
доходов граждан, работающих за границей,
лишило моряков-«подфлажников» стимула
ввозить заработанные деньги в Украину.
Также
в своих обращениях в адрес высших
государственных инстанций широкая
морская общественность в вопросе
налогообложения доходов моряков
призывала брать пример с ведущих мировых
морских держав. В частности, в России
сохранилась налоговая норма «183 суток».
А в Греции доходы лиц офицерского и
рядового состава, работающих на судах
под иностранным (удобным) флагом,
подоходным налогом вообще не облагаются!
Широкая
морская общественность Украины выражает
искреннюю надежду, что ее предложения
по реформированию системы налогообложения
учтут разработчики Налогового Кодекса,
и с 1 января 2011 года норма «183 суток»
будет восстановлена».
Источник:
Газета «Морская правда».