“Энергия” спасает “Морской старт” от банкротства

2010-05-07 08:15:40

Специально созданная российская компания Energia Overseas Limited (EOL) поможет выходу из банкротства консорциума по запуску спутников со специальной морской платформы “Морской старт” (Sea Launch).



На
защиту от банкротства Sea Launch подала 22
июня 2009 г. Как говорится в пресс-релизе
консорциума, 27 апреля суд по банкротству
штата Делавэр (США) предварительно
одобрил соглашение Sea Launch и принадлежащей
российской РКК “Энергия” EOL о
дополнительном финансировании текущей
деятельности консорциума на сумму $30
млн, из которых $19 млн заместят не
выделенный компанией SLS кредит. Об
источнике этих средств и дальнейших
планах представитель “Энергии” говорить
отказался. Эта компания, в свою очередь,
в конце прошлого года выразила желание
финансировать текущую деятельность
Sea Launch из средств, получаемых за счет
продажи авторских прав на произведения
известного писателя-фантаста Роберта
Хайнлайна.

Sea
Launch была образована в 1995 г., 40% компании
принадлежит Boeing, 25% — РКК “Энергия”,
20% — норвежской Aker ASA, 15% — украинской
компании SDO Yuzhnoye/PO Yuzhmash (образована КБ
“Южное” и заводом “Южмаш” из
Днепропетровска). Со специальной морской
платформы, построенной в России по
норвежскому проекту, эта компания
запускала спутники с помощью ракеты
“Зенит-3SL”, разработанной “Южным” и
собираемой на “Южмаше” с использованием
разгонного блока РКК “Энергия” и
российских двигателей. Сама платформа
и корабль управления базируются в
Калифорнии.

Всего
с 1999 г. консорциум запустил 33 ракеты, 30
запусков были успешными. Общий долг
компании на момент банкротства оценивался
в сумму более $1 млрд, активы — в $100-500
млн.

По
сути, сейчас повторяется история 2007 г.,
которая произошла с “Хруничевым”,
говорит источник, близкий к руководству
Роскосмоса. Тогда партнер “Хруничева”
по запуску спутников ракетами “Протон”
в СП ILS продал свою долю малоизвестной
компании Space Transport, а затем, чтобы не
потерять права на запуск “Протонов”
и перспективной ракеты “Ангара”,
принадлежавших ILS, “Хруничеву” пришлось
выкупить этот пакет за $250 млн. Но Boeing в
отличие от Lockheed Martin решил выйти из
бизнеса не через перепродажу пакета
акций, а с помощью американских процедур
банкротства, говорит собеседник
“Ведомостей”, и “Энергии” при поддержке
государства скорее всего придется
спасать консорциум, чтобы не потерять
принадлежащие ему права на запуск ракет
“Зенит”.

Алексей
НИКОЛЬСКИЙ, Ведомости