Инцидент с буксиром “Бугский” и БДК “Ямал” глазами эксперта. Комментарий

2010-05-06 12:37:15

Опрокидывание буксира “Бугский” при участии Большого десантного корабля (БДК) “Ямал” в очередной раз напомнило морской общественности Украины, насколько аварийно опасен морской бизнес. Все опрошенные нами эксперты единодушны, что причиной стал “человеческий фактор”, аварийный инцидент произошел в хорошую погоду.


Что же произошло на самом деле?

05 мая 2010 года БДК "Ямал" (Российская
Федерация) длиной 112,5 м и осадкой – 3,7 м следовал в хороших погодных условиях в г. Николаев для
участия в торжествах по случаю 65 годовщины Великой Победы.

По информации капитана Николаевского морского торгового
порта П.Рябчикова, в опрокидывании буксира "Бугский" виноват лоцман
государственного предприятия "Дельта-лоцман".

По его словам, во время движения лоцман, осуществлявший
проводку "Ямала", не сумел скоординировать скорости корабля и мореходные
возможности кормового буксира. Капитан буксира "Бугский" по УКВ и громкой
связи кричал о том, что необходимо срочно уменьшить ход, его заливает водой,
однако лоцман не реагировал на эти слова. На большой скорости буксир сначала
зарылся носом в воду и, потеряв остойчивость, начал переворачиваться. В
результате буксир остался все же на плаву, но перевернулся вверх дном. Трое
членов экипажа покинули судно и были спасены. Люди доставлены на берег, а
буксир отбуксирован к причалу, где его
ждал стотонный кран для постановки  на киль.

"Это грубейшая ошибка лоцмана, сказал П.Рябчиков. Вины командира российского десантного
корабля в инциденте нет".

В том, что вины командира российского десантного корабля в
инциденте нет, сегодня заявили все официальные лица, хотя официальных
результатов расследования пока нет.

Для выяснения причин будет создана рабочая комиссия.

По словам очевидцев, после столкновения судов, приключения
БДК "Ямал" в водах Николаева не закончились – после спасательных работ "Ямал"
застрял в районе Николаевских мостов. Откуда с большим трудом его снимали
буксирами несколько часов.

Кто виноват?

То что будет найден "козел отпущения" в этой
истории – несомненно. И хотя официальные лица отказываются комментировать
что-либо до конца работы комиссии, можно с большой долей вероятности сказать, что виноватым будет лоцман ГП
"Дельта-лоцман".

Администрация ГП «Дельта-лоцман» постарается доказать
отсутствие вины своей бездеятельности.

В пресс-релизе от 05.05.2010г. и письме от 05.05.2010г. № 2581 ГП «Дельта-лоцман»,
которое подготовлено начальником Единой морской лоцманской службы Ю. Харьковым,
администрация предприятия уже
«немедленно» отвергает свою вину.

Что касается вины лоцмана – то его нельзя сделать крайним во
всем, его ответственность несомненна, но не настолько полна, как может показаться. Администрация ГП
"Дельта-лоцман" должна была сменить лоцмана на "Ямале"
после столкновения, это не было сделано, что и привело к тому, что корабль позже сел на мель. Ожидать от
лоцмана, что он после такой стрессовой ситуации сможет адекватно выполнять свои
обязанности – означает надеяться на "авось".

Мы обратились к одному из старейших лоцманов, который на условиях анонимности, сухим
профессиональным языком прокомментировал данную ситуацию.


«В первую очередь, необходимо отметить некоторые важные моменты, которые предшествовали этому аварийному случаю.

Военно-морские корабли всегда отличались высокой управляемостью и маневренностью
по сравнению с торговыми и другими судами. По этой причине, и как правило, проводка
кораблей по Бугско-Днепровско-лиманскому и Спасскому каналах осуществлялась без подачи концов на буксирные
суда. Только при проводке несамоходных объектов (доки, недостроенные корабли и
т.д.) с его носовой части подавался буксирный конец на основной буксир, а с
кормы, в зависимости от условий проводки и сложности управления, на
вспомогательный буксир.

В данном случае не понятно, что заставило капитана БДК «Ямал» и лоцмана
принять решение подать буксирный конец с кормы на вспомогательный буксир, и тем
более, на речной буксир «Бугский», который не
приспособлен для таких буксировок и имеет очень высокую метацентрическую высоту.

Можно сделать предварительный вывод – использование речного буксира
значительно усложнило проводку всего каравана и БДК «Ямал». Возможно,
в принятии этого решения были
задействованы администрация ГП «Дельт-лоцман» и частной буксирной компании.

Вся проводка этого каравана состоит из двух частей: до опрокидывания и после опрокидывания речного
буксира «Бугский»

1. Проводку каравана в составе военного корабля и
буксиров осуществлял начальник Единой
морской лоцманской службы А. Мессер. Обычно
проводки таких караванов осуществляют два опытных лоцмана.

Учитывая важность проводки этого корабля, администрация ГП
«Дельта-лоцман» должна была направить двух лоцманов.

И так, носовой буксирный конец был подан на автоматический гак МБ «Докер»,
что позволяло в аварийной ситуации моментально отдать его с гака. На кормовой речной буксир был подан
буксирный конец на кнехт, что не позволяло в аварийной ситуации отдать его. Капитан речного буксира принял решение поднять
мостик (на речных буксирах это технически обеспечивается для увеличения
видимости при толкании барж с высоким надводным бортом), что усугубило ситуацию.

При движении такого каравана буксируемый объект должен выполнять
пассивную роль, что значительно ограничивало скорость корабля. БДК «Ямал» приходилось постоянно подрабатывать
своими винтами для выполнения маневра в составе каравана.

Уже в начале буксировки в районе 124 буя (на траверзе «Морагенства») возникла аварийная ситуация, когда для
выполнения маневра по выходу на ось
канала БДК «Ямал» добавил скорость хода.
Направление буксирного конца в этот момент было под углом к диаметральной
плоскости «Бугского», в результате чего у
речного буксира возник дифферент на нос и одновременно крен. В процессе этого маневра «Ямал» был опрокинут.

Все это случилось  непосредственно в акватории Николаевского морского
торгового порта. Администрация порта и частная буксирная компания принимала
меры по спасению экипажа и самого речного буксира, а также производству замены буксира
для каравана. Вместо речного буксира
был поставлен морской маневренный буксир, который предназначен выполнять такие
виды работ.

В это время администрация ГП «Дельта-лоцман» должна была заменить А.
Мессера другим лоцманом или направить второго лоцмана. Ведь А. Мессер, который, как соучастник это трагедии, находился в стрессовом
состоянии и уже не мог обеспечить безопасную проводку каравана судов. Таких и других компетентных действий
администрация ГП «Дельта-лоцман» не сделала.

2. После замены буксира
проводка каравана была возобновлена. В
дальнейшем БДК «Ямал» чудом избежал навала на опоры николаевских мостов
(в процессе проводки под разведенными частями) и сел на мель. Снятие с мели корабля потребовало значительных
мощностей корабельных и буксирных двигателей. Посадка на мель  – следствие стрессового состояния лоцмана.

Существует практика, если отсутствует вина буксируемого судна (остановка
работы судовых двигателей, рулевого устройств и т.д.) и буксирных судов, то основная вина ложится на
администрацию лоцманской службы.


Компетентность
организации по обеспечению безопасности судоходства, каковой является ГП
«Дельта-лоцман», в последние два года значительно
снизилась.

Пример: Руководитель
предприятия по специальности –
бухгалтер, пять заместителей директора не
имеют судоводительского образования, начальник службы безопасности мореплавания
– имеет только юридическое образование.

А.Диордиев