ЧФ РФ В Крыму до 2042 г.: комментарий юристов

2010-04-22 13:32:55

Президент Украины Виктор Янукович и президент РФ Дмитрий Медведев подписали соглашение по вопросам пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины, в котором срок пребывания Черноморского флота РФ в Крыму продлевается на 25 лет с возможностью продления пребывания флота еще на 5 лет. На данный момент детали нового соглашения не известны, однако юристы из числа участников проекта «ФЛОТ2017» дали юридическую оценку новым договоренностям, исходя из существующей в Украине нормативно-правовой базы. Предлагаем этот комментарий вниманию наших читателей.



Основами
государственного строя Украины являются
суверенность и независимость государства,
что закреплено в статье 1 Конституции
Украины. Суверенитет Украины
распространяется на всю ее территорию.
Территория Украины в пределах существующей
границы является целостной и
неприкосновенной (части первая, третья
статьи 2 Конституции Украины). Суверенитет
является основным признаком каждого
государства и по своей сути означает
верховенство, полноту, целостность,
неотчуждаемость и самостоятельность
власти в пределах государственной
границы и равноправие и независимость
государства в отношениях с другими
государствами.

В статье
8 Конституции Украины наша держава
закрепила принцип верховенства права.
В соответствии с указанным принципом,
в Украинском государстве Конституция
Украины имеет наивысшую юридическую
силу. Законы и другие нормативно-правовые
акты принимаются на основе Конституции
Украины и должны соответствовать ей.

В
соответствии со статьей 19 Конституции
Украины, Органы государственной власти
и органы местного самоуправления, их
должностные лица обязаны действовать
лишь на основании, в рамках полномочий
и таким образом, как то предусмотрено
Конституцией и законами Украины.

В то же
время Конституция Украины закрепила
одно из основополагающих предписаний
в сфере международных правоотношений,
а именно в части заключения
международно-правовых договоров. Так,
действующие международные договора,
согласие на обязательность которых
предоставлено Верховной Радой Украины,
являются частью национального
законодательства Украины. Но, в то же
время, Конституция Украины, нормы которой
являются нормами прямого действия,
установила: «Заключение международных
договоров, которые противоречат
Конституции Украины, возможно лишь
после внесения соответствующих изменений
в Конституцию Украины».

Согласно
предписанию части первой статьи 17
Конституции Украины, защита суверенитета
и территориальной целостности Украины
является самой важной функцией
государства, делом всего Украинского
народа. Поэтому в части седьмой указанной
статьи в качестве соответствующей
гарантии этого предусмотрено, что на
территории Украины не допускается
размещение иностранных военных баз.

Таким
образом, положением части седьмой статьи
17 Конституции Украины, которое в
соответствии с частью третьей статьи
8 Конституции Украины является нормой
прямого действия, императивно установлен
запрет на размещение на территории
Украины иностранных военных баз.

В
соответствии с пунктом 14 Конечных
положений Конституции Украины определено:
«Использование существующих военных
баз на территории Украины для временного
пребывания иностранных военных
формирований возможно на условиях
аренды в порядке, определенном
международными договорами Украины,
ратифицированными Верховной Радой
Украины».

Следовательно,
исключительно на условиях аренды
возможно использовать существующие
военные базы на территории суверенной
Украины для временного пребывания
иностранных военных формирований, и
только в порядке, который определен
международным договором, который
нуждается в обязательной ратификации
законодательным органом Украины, то
есть Верховной Радой Украины. На других
условиях пребывание на территории
суверенной Украины иностранных военных
формирований запрещено, что прямо
регламентировано Конституцией Украины,
которая имеет наивысшую юридическую
силу относительно других нормативно-правовых
актов Украины, в том числе и международных
договоров. Лишь после внесения изменений
в национальное законодательство Украины
можно подписывать и ратифицировать
международные договора, которые
противоречат Конституции Украины и
законам Украины (статья 9 Конституции
Украины).

Подписав
21.04.2010 года международный договор между
Российской Федерацией и Украиной о
временном размещении до 2042 года
военно-морских сил ВС РФ на территории
Украины в г. Севастополе, встает вопрос
конституционности указанного
международного договора, и соответствия
действий Президента
Украины В. Януковича
Конституции
Украины и принципа, который утвержден
статьей 19 этого же акта.

Также
следует учитывать, что между Украиной
и Россией уже было подписано Соглашение
о статусе и условиях пребывания
Черноморского флота Российской Федерации
на территории Украины
, а также подписаны
ряд других международных договоров,
которые связаны с Черноморским флотом
и которые, не смотря на нормы Конституции
Украины, ратифицированы Верховной Радой
Украины в Законе Украины от 24 марта 1999
года № 547-XIV «О ратификации Соглашения
между Украиной и Российской Федерацией
о статусе и условиях пребывания
Черноморского флота Российской Федерации
на территории Украины, Соглашения
между Украиной и Российской Федерацией
о параметрах раздела Черноморского
флота
и Соглашения
между Правительством Украины и
Правительством Российской Федерации
о взаимных расчетах, связанных с разделом
Черноморского флота и пребыванием
Черноморского флота Российской Федерации
на территории Украины
».

В
соответствии с указанными международными
соглашениями, которые являются
действующими на сегодняшний день,
Черноморский флот Российской Федерации,
который находится на территории Украины,
находится на территории последней на
протяжении 20 лет, отсчет которых ведется
с даты начала временного применения
международного договора, то есть с
момента подписания – 28.05.97.

Порядок
внесения изменений в данное международное
соглашение не предусмотрен, исключительно
установлено, что срок действия соглашения
автоматически будет продолжаться на
следующие пятилетние периоды, если ни
одна из Сторон не оповестит в письменном
виде другую Сторону о прекращении
действия Соглашения не позже чем за
один год до окончания срока его действия.

Вопрос
конституционности указанного соглашения
затрагивался неоднократно, но
соответствующих каких-либо действенных
результатов попытки депутатов Верховной
Рады Украины и Президента
Украины В.Ющенко
, которые вносили
Конституционные обращения к Конституционному
Суду Украины по поводу Конституционности
указанного международного соглашения,
не принесли.

В то же
время по содержанию пункта 2 части второй
статьи 92 Конституции Украины, допуск и
пребывание подразделений вооруженных
сил других, то есть иностранных, государств
на территории Украины устанавливается
исключительно законами Украины.

Таким
законом является Закон Украины от 22
февраля 2000 года N 1479-III "О порядке
допуска и условиях пребывания подразделений
вооруженных сил других государств на
территории Украины". Согласно статьи
3 этого Закона, подразделения вооруженных
сил других государств могут быть допущены
на территорию Украины с соответствующей
этому закону целью. Учитывая то, на каких
условиях Черноморский флот РФ находится
на территории Украины, встает вопрос
соответствия указанной в законе цели,
цель пребывания Черноморского флота
РФ на территории Украины. Но, если же
говорить о том, что данная цель
удовлетворяет нормам указанного закона,
то сам Закон предусматривает соответствующую
процедуру предоставления такого согласия
и процедуру подписания международного
соглашения о пребывании на территории
Украины военных формирований других
государств.

Согласно
статье 1 этого Закона, подразделение
вооруженных сил другого государства
может быть направлено в Украину с
конкретной целью, определенной
международным договором Украины. Одним
из определенных статьей 5 Закона
необходимых условий, которым должен
отвечать такой международный договор
Украины, является, в частности, временность
(то есть четкая определенность и
ограниченность во времени) такого
пребывания,  и соответствие данного
пребывания национальным интересам
Украины.

Таким
образом, указанный Закон ограничивает
допуск на территорию Украины подразделений
вооруженных сил других, то есть
иностранных, держав с осуществлением
ими ряда определенных мероприятий
временного характера, что исключает их
базирование на территории Украины.

Пунктом
14 раздела XV "Переходные положения"
Конституции Украины установлено, что
использование существующих военных
баз на территории Украины для временного
пребывания иностранных военных
формирований возможно на условиях
аренды в порядке, определенном
международными договорами Украины,
ратифицированными Верховной Радой
Украины.

Принятие
этой нормы обусловлено спецификой
становления нашего независимого
государства, в частности, тем фактом,
что на момент принятия Конституции
Украины на территории Украины существовала
военная база, на которой находились
иностранные военные формирования.

Поэтому,
предусмотрев в Конституции Украины
положение, не допускающее расположения
на территории Украины иностранных
военных баз (часть седьмая статьи 17),
Верховная Рада Украины, действуя от
имени Украинского народа, предусмотрела
и приведенное выше переходное положение,
которым установила возможность
продолжения использования существующих
военных баз на территории Украины для
пребывания иностранных военных
формирований. Однако такое пребывание
по содержанию пункта 14 раздела XV
"Переходные положения" должно было
быть исключительно временным, а
использование соответствующих военных
баз должно было осуществляться лишь на
условиях аренды в порядке, определенном
международными договорами Украины,
ратифицированными Верховной Радой
Украины.

Учитывая
условия заключения нынешнего соглашения
между РФ и Украиной, возникают сомнения,
что органами государственной власти
Украины соблюдена соответствующая
процедура, которая предусмотрена нормами
специального нормативно-правового акта
Украины, то есть Закона Украины от 22
февраля 2000 года N 1479-III "О порядке
допуска и условиях пребывания подразделений
вооруженных сил других государств на
территории Украины".

Учитывая
вышеизложенное, встает вопрос, ратифицирует
ли Верховная Рада Украины указанное
соглашение, не смотря на те нарушения,
которые допущены во время подписания
этого соглашения? Поскольку нарушены
не только нормы Закона Украины от 22
февраля 2000 года N 1479-III "О порядке
допуска и условия пребывания подразделений
вооруженных сил других государств на
территории Украины", но и нормы
Конституции Украины, а также нормы
действующего законодательства Украины,
регламентирующие порядок заключения,
расторжения и пролонгации  международных
договоров, заключенных между государствами.

Также,
не решенным вопросом остается действие
соглашения, которое подписано 28.05.97
между Украиной и Россией. Будет ли
последнее денонсировано или нет? И каким
именно образом, поскольку это не
предусмотрено условиями самого
соглашения?

Источник:

ФЛОТ-2017