2010-04-19 17:17:39
Один санатор сбежал, другому нездоровится…Сегодня, 19 апреля, – последний день, отпущенный для санации Черноморского морского пароходства. Тем не менее, еще не решен вопрос о том, кто руководит этим процессом. Так, неделю назад в Апелляционном хозяйственном суде Одесской области прошло очередное заседание о правомерности назначения Владислава Горобченко арбитражным управляющим санацией ЧМП.
Инициаторами
судебного разбирательства выступили
прокуратура и Минтранссвязи Украины.
Они хотят обжаловать решение Хозяйственного
суда Одесской области о назначении его
санатором, поскольку при этом были
допущены процессуальные нарушения.
Вместо Горобченко в зале был его
представитель, поскольку он неожиданно
лег в больницу. По стечению обстоятельств
ему стало нездоровиться в аккурат с
обострением текущего процесса банкротства
ЧМП.
Хочет
ли сам Горобченко быть санатором, после
того, как оказался посвященным в дела
пароходства? А, с другой стороны, может
ли отказаться от этой должности перед
теми, кто стоит над ним? Незавидность
его положения усугублена тем, что ему
в наследство достались недовершенные
аферы и уйма долговых обязательств.
Так, до этого доказанные долги пароходства
составляли порядка 36 млн гривен, которые
предприятие должно комитету кредиторов.
Но, например, представитель госналоговой
инспекции пришла на суд с надежной
получить 50 млн гривен. Всплыло, что еще
порядка 2,5 миллионов не переведены
пароходством в Пенсионный фонд.
Заканчиваются ли на этом финансовые
сюрпризы?
Такие
«дыры» в счетах образовались за полтора
года «правления» предыдущего санатора
Владимира Шнякина. 4 ноября 2009 года он
на неделю уехал в командировку во Вьетнам
по вопросу дальнейшей деятельности
пароходского зарубежного предприятия
«Лотус». И – не вернулся! Симуляция
болезни была бы для него ненадежной
защитой от уголовной ответственности
по делу, возбужденному в отношении него
Черноморской транспортной прокуратурой.
Правда – только 12 ноября, то есть после
того, как его след простыл. Он скрывается
до сих пор! И хотя формально находится
в розыске, но ищут его так, что не могут
найти. Что до уголовного дела, то оно
затрагивает факт превышения власти при
заключении договоров о переуступке
долга ЧМП перед кредиторами неким восьми
инвесторам. Подробно о них ничего не
известно, потому что они никогда не были
партнерами ЧМП и ни разу не фигурировали
в плане санации.
С
этого момента подробнее… Прежде всего,
слухи об отсутствии у ЧМП материальной
базы сильно преувеличены. Балансовая
стоимость всех его имущественных
объектов составляет по коммерческим
оценкам порядка 5 миллиардов гривен. По
формальным – около 500 миллионов. Последнюю
цифру озвучил известный деятель морской
отрасли Владимир Работнев, в 2008 году
еще бывший заместителем министра
транспорта и связи. Казалось бы, есть
объективная возможность найти 36 млн
гривен, чтобы расплатиться с кредиторами.
Но вместо этого бывший санатор находит
какие-то 8 загадочных ООО, которые по
непроясненным мотивам выражают готовность
взять на себя эти долговые обязательства
пароходства. В декабре 2008 года с этими
частными предприятиями были заключены
инвестиционные договоры. По которым к
фирмачам переходили весьма дорогостоящие
объекты пароходской недвижимости. Но
не просто так, а в порядке компенсации
за то, что они производят расчет с
кредиторами. При этом стоимость
отчуждаемого госимущества на рынке
гораздо больше, чем долговые суммы,
которые инвесторы обязались погасить.
Например,
инвестиционный договор №3, заверенный
печатью ООО «Транс Ойл Логистик». Фирма
берет на себя долг перед кредиторами,
а за это получает от ЧМП почти 6 га
рекреационной земли, на которой
расположена Межрейсовая база моряков.
Официально территория оценена в 3,5 млн
гривен. Но понятно, что сегодня теневые
покупатели не постоят и за ценой 130 тыс.
долларов за сотку. Так же здание на ул.
Приморской, 3, предназначенное для
передачи инвестору-добродию, оценено
на полмиллиона меньше его реальной
стоимости. Так же и радиоцентр в Калиновке
оценен в 44 тыс. гривен, хотя его оценка
по акту почти в 9 раз выше. Причем совсем
не учтена стоимость нескольких гектаров
земли, на которой стоят антенны. В целом
по инвест-договору «Транс Ойл Логистик»
за обязательство погасить кредиторам
7,5 млн гривен намеревалась получить от
ЧМП в порядке возмещения имущество,
оцениваемое в 11 млн гривен. Кроме этого,
за пароходством числятся еще 60 соток
пансионата на улице Каманина, 20, антенные
поля на Слободке, упомянутое предприятие
«Лотус» во Вьетнаме, склады, тренажерные
комплексы, яхты. Да и прекрасно
отремонтированный итальянцами офис
пароходства на ул. Дерибасовской. Всего
20 объектов, стоимость которых исчисляется
миллионами. Кончилось тем, что фирмы от
нетерпения сами подали в суд с требованием
передать им давно обещанные объекты. И
Хозяйственный суд Одесской области в
августе 2009 года вынес решение в их
пользу. Плакала бы пароходская
недвижимость, если бы решениями Высшего
Хозяйственного суда Украины и Верховного
суда 23 декабря 2009 года решение одесских
судей не было отменено.
Из
действий Шнякина можно сделать вывод,
что он и не собирался спасать ЧМП, а,
наоборот, делал все, чтобы скорее
поставить его на грань ликвидации. Так,
он разорвал отношения с арендаторами,
после чего прекратились поступления
доходов на счета ЧМП. Для некоторых лиц
он ввел необоснованно большие оклады,
достигавшие 8 тысяч в месяц. При этом в
Пенсионный фонд отчислений не производилось
и не велось статистической отчетности.
Он поставил крест на существовании
юридической службы, лишил допуска к
документации главного бухгалтера. По
справедливости прокуратуре следовало
бы инкриминировать ему умышленное
доведение предприятия до состояния
банкротства. Горобченко, унаследовавший
управление санацией в январе 2010 года,
ничего не предпринял, чтобы улучшить
ситуацию. Впрочем, и не ухудшал. В
результате ряд документов не были им
подписаны, и ситуация оказалась пущенной
на самотек. Продлят ли теперь санацию?
Кто будет ею управлять? Ведь возможность
спасти ЧМП есть. Хотя бы постараться
получить дебиторские долги, равные 80
млн долларов. а пока дело расстриги
Шнякина – продолжается…
Владимир
Капитонов, ИА
«Эхо»