Шторм в гаванях

2010-04-16 13:14:41

С авралов начался апрель в украинских портах. У некоторых начальников зашатались кресла, и одно уже таки упало. 8 апреля приказом минтранссвязи освобожден от занимаемой должности Юрий Крук, начальник МТП «Южный». Новым руководителем стал Вадим Пархоменко – председатель правления Ассоциации “Союз портовых операторов”.



Весьма
вероятными кандидатами на замену,
полагают эксперты, могут стать начальник
Евпаторийского порта Александр
Котельников, который не прошел
организованную Минтранссвязи
переаттестацию, и руководитель Ялтинского
порта Егор Иванов, для которого отставка
может оказаться еще и не худшим вариантом.
Администрацию Ялтинского порта
подозревают в хищении 3 миллионов гривен.
Из архива порта изымаются документы в
связи с возбуждением уголовного дела
по факту злоупотребления служебными
полномочиями.

Злые
языки утверждают, что не самое устойчивое
положение у целого ряда известных
начальников морских предприятий Большой
Одессы и Николаева. Пристальный интерес
новой власти к морским портам вполне
объясним. Даже в кризисном 2009 году они
при валовом доходе в 12,8 млрд. грн. получили
чистую прибыль в 2,2 млрд. грн. Кадровые
перестановки в этой стратегическом и
бюджетообразующем секторе экономики
со сменой власти были вполне предсказуемыми.

Начались
они практически через месяц после
назначения нового министра, ранее к
работе транспорта вообще и портов в
частности особо не причастного. То ли
Константин Ефименко смог в мгновенье
ока сориентироваться во всех хитросплетениях
отечественного портового бизнеса, то
ли реально отраслью рулят другие люди,
давно знающие чего и кого они хотят в
каждом отдельном ее сегменте.

А
ключик, видно, золотой

Стоит
ли за начавшейся уже сменой кадров в
украинских портах какой-то стратегический
замысел, предполагающий новое видение
работы отрасли, сказать сложно. С точки
зрения традиционного водораздела
«частное – государственное» изгоняемых
нельзя причислить к одному лагерю.
Распрощался с должностью и Юрий Крук,
давно и упорно конфликтовавший с частной
компанией «Трансинвестсервис», работающей
в акватории порта Южный, попал в поле
зрения Фемиды и Егор Иванов, подозревают,
сильно тесно дружил с частной структурой
«DPH Modus», чей фактический владелец Павел
Холковский был даже замом у начальника
ялтинского порта.

Хотя
Юрий Крук и принадлежал к БЮТовской
команде, усматривать в его смещении
простое сведение политических счетов,
видимо, не стоит. Ведь его отцу, нардепу
от БЮТ Юрию Круку-старшему, в целом
удалось договориться о сотрудничестве
с новой властью. Не настолько, правда,
чтоб оставить за сыном один из крупнейших
портов.

В
ситуации по Южному, не менее занятным,
чем снятие, является назначение. Юрия
Крука на должности сменил не просто
специалист без «красносердечного»
прошлого, лояльный к нынешней власти.

Ассоциация
“Союз портовых операторов”, которую
возглавляет нынешний начальник Южненского
порта Вадим Пархоменко, создана меньше
года назад не без участия того самого
«Трансинвестсервиса», с которым раньше
так долго не мог поладить порт Южный.
Ассоциация объединила 3 десятка портовых
частных структур, вознамерившихся
сообща защищать свои интересы в конфликтах
с госструктурами. Сможет ли Вадим
Пархоменко, заняв серьезный государственный
пост, по-прежнему радеть об интересах
частников – гадать не будем. Но в том,
что «Трансинвестсервис» от этого
назначения получит хорошие дивиденды
– можно не сомневаться.

Новая
политическая ситуация, видимо, просто
создала хорошие условия для разнообразных
бизнес-реваншей и перераспределения
влияния. Политическая окрашенность
игроков в этой кульминационной ситуации,
видимо, особого веса не имеет. В чести
– более весомые аргументы. Деловые
связи новых персон, похоже, будут более
подходящим ключом к ответу на вопрос:
кто да почему. Другое дело, что ключ этот
обычно скрыт от любопытных глаз гораздо
старательней, чем плавающие на поверхности
политические альянсы.

Два
кресла лучше, чем одно

Издание
«Комментарии», ссылаясь на источники
в минтрансе, указывает, что назначение
Олега Бондаря заместителем министра,
курирующим морскую отрасль, было
неожиданностью для самого министра.
Ранее сюрпризом для отрасли стал сам
Константин Ефименко. Неявность
бизнес-альянсов и возможное введение
в отрасль подставных фигур, похоже,
преподнесет еще немало сюрпризов.
Четкость и прозрачность на этом этапе,
похоже, никак не ставится во главу угла.
Проявляется это не только в тех или иных
персональных назначениях, но и в некоторой
корректировке самой структуры отрасли.
Так, новоназначенный замминистра по
морю уже не будет одновременно руководить
«Укрморречфлотом» – профильной
госадминистрацией, подчиненной минтрансу.
Появление дополнительного кресла может
быть продиктовано разными причинами,
из которых усовершенствование системы
управления не самая, увы, вероятная.
Ведь за счет дополнительной должности
можно будет хорошо пристроить еще
кого-то из сторонников новой власти или
создать еще один объект серьезного
торга.

Важно
лишь, чтобы функции двух должностных
лиц были четко разграничены.

Ибо
памятна еще ситуация 2007 года, когда был
создан государственный концерн
«Укрморпорт», напрямую подчиненный
Кабмину. В результате в самой мощной
подотрасли мортранса на какое-то время
воцарилось двоевластие – одних
начальников портов назначал министр
транспорта Николай Рудьковский, других
– руководитель «Укрморпорта» Сергей
Климов.

Впрочем,
в текущей ситуации может оказаться, что
любое количество кресел в транспортной
отрасли будет заполнено зиц-председателями,
а реально рулить отраслью будут совершенно
другие персоны. Речь, возможно, будет
идти не о двоевластии в той или иной
подотрасли, а о четкой и согласованной
деятельности осуществляемой некоторыми
силами, не стремящимися выставлять себя
на показ и официально ни за что не
отвечающими. И совсем не факт, что этот
вариант будет лучшим.

Иван
Осауленко, http://moryakukrainy.livejournal.com/45158.html