2010-04-16 11:02:55

Об усилиях Украины создать надежный канал в дельте Дуная говорится последние лет пять-десять. Канал в гирле Быстрое уже несколько лет успешно функционирует. Однако дискуссии вокруг Государственного судового хода ( ГСХ) не утихают, в том числе и относительно второго, альтернативного Быстрому, канала. Вариант создания альтернативного ГСХ вне активной зоны дельты по трассе канала Дунай-Сасык становится все более актуальным. Эксперты считают, что вариант нового ГСХ позволит в рамках одного проекта успешно решить два крупных вопроса национального уровня.



Необходимость в собственном глубоководном выходе из
Дуная в Черное море для Украины, а лучше нескольких, ни у кого не вызывает
сомнений. Поддержав эмбарго в отношении Югославии, морская держава лишилась
бывшего украинского судового хода по Прорвинскому рукаву судопроходов, как
следствие, средств на его содержание. Он необратимо заилился. Это и выход из
депрессивного состояния Украинского Придунавья.

В нынешних взаимоотношениях двух соседних государств
Румынии и Украины в дунайской дельте по «канальной» тематике невооруженным
взглядом просматривается явная прерогатива экономических интересов государства,
члена Евросоюза. Возникает давление по надуманным, так называемым
трансграничным экологическим проблемам, румынские политики также умело и громко
используют организационные просчеты украинской стороны.

Политические и экономические «дискуссии» последних
лет между соседними государствами однозначно подтверждают древнюю мудрость –
достойно можно дружить, только будучи сильным и независимым. А здесь, к
сожалению, Украине не хватает последовательности.
Развитие судоходства в дельте Дуная веками упирается главным образом в наличие
глубоководного соединения реки и моря в так называемой баровой части. Именно
здесь, на границе двух стихий естественных условиях имеют место незначительные
глубины –максимум 2-3 метра, что не достаточно для судов речного класса, не
говоря уже о морских. История развития судоходства в
дунайской дельте –это борьба с природой за поддержание глубоководной прорези в
контактной зоне реки и моря. Это подтверждает судьба самого известного в дельте
Дуная румынского Сулинского судоходного канала, защитные дамбы которого за 150
лет выдвинулись в море более чем на 12 км. Правда, европейские специалисты все
чаще высказывают мнение, что век Сулинского канала практически предопределен
несколькими десятилетиями. Понимают это и румынские специалисты, которые чаще
рассматривают альтернативу Сулине – Георгиевскй рукав. Спрямленный в 1981-92
г.г., он сократил свою протяженность с природных 109,5 км до 77 км и по факту
является готовым судовым ходом, причем более широкий, что делает возможным его,
в отличие от Сулинского, круглосуточное использование с двухсторонней
проходимостью.

О проблемах и преимуществах многочисленных вариантов
ГСХ в украинском секторе дельты написано не один десяток научных трудов. О
некоторых забыли, но часть до сих пор привлекает внимание.

Фактически «выживших» ГСХ осталось три. Во-первых,
это функционирующий по гирлу Быстрому. Во-вторых, – шлюзованный судовой ход по
трассе Соломонов рукав – Жебрияновская бухта и активно поддерживаемый
несколькими специалистами вариант шлюзованного ГСХ по трассе Дунай-Сасык и
далее через юго-восточную часть водоема в Жебрияновскую бухту Черного моря. Но,
коль уж речь идет о спасении Сасыка, то остановимся на третьем варианте.

Канал Дунай-Сасык был построен в 1980 г. для подачи
пресной дунайской воды в исходно солоноватоводный лиман Сасык, а после его
опреснения далее для целей орошения огромного приморского пространства
Дунай-Днестровского междуречья. Все это планировалось, как первая очередь
крупного ирригационного «союзного» проекта по переброске обильной дунайской
воды к Днепру. Этим объясняются внушительные размеры канала Дунай-Сасык – около
100 метров по ширине, что даже несколько больше румынского судоходного
шлюзованного канала Констанца – Чернаводэ.

К чему привела вся эта крупнейшая стройка, хорошо
известно. Сасыкский ил вековой толщины и запаса соли засолил тысячи гектаров
первоклассных южных черноземов и вывел их с агрооборота. С самим водоемом
накопилось немало сложных экологических проблем, которые со временем не
«рассасываются». В результате, после многолетних дискуссий, принято решение
восстановить природное соединение Сасыка с морем.

Эти обстоятельства позволяют использовать реально
существующий, весьма крупный, но совершенно ненужный, ирригационный канал
Дунай-Сасык для создания на его основе современного и альтернативного
существующим в зоне дельты Дуная весьма перспективного ГСХ Дунай – Черное море.
Если еще 5 лет назад сохранялась идея использования Сасыка в пресноводном
варианте, на канале необходимо было предусмотреть целую систему шлюзов для
обеспечения пресноводного состояния водоема, то в новых условиях задача
существенно упрощается – достаточно только одного относительно дешевого
шлюза-затвора в головной части канала. Более того, создание ГСХ по трассе
Дунай-Сасык и далее через юго-восточную часть водоема в Черное море позволит в
рамках одного проекта рационально решить две крупных проблемы национального
уровня. Получить современный, хорошо прогнозируемый и перспективный ГСХ, а
также без каких-либо существенных дополнительных затрат восстановить намеченное
соединение Сасыка с морем.

В экономическом плане важно то обстоятельство, что
по трассе будущего ГСХ при строительстве ирригационного канала уже вынуто и
частично вывезено около 100 миллионов м3 грунта, а среди обширных болотистых
мест Стенцовско-Жебрияновских плавней сформированы хорошо уплотненные
приканальные дамбы с техническими дорогами по их гребням. Сам факт
существования этого канала и устоявшихся дамб позволит более эффективно
использовать специальную технику при дальнейшем строительстве канала.
С экологической точки зрения, в отличие от остальных вариантов ГСХ, данный
проект единственный, который совершенно не затрагивает территорию Дунайского
биосферного заповедника. Несмотря на то, что канал Дунай-Сасык пересекает
заповедные Стенцовско-Жебрияновские плавни, территориально он вместе с
береговыми дамбами не входит в состав заповедника. Он также минимально
затрагивает особо ценные первичные природные экосистемы дунайской дельты, так
как проходит по трассе уже существующего канала.
Также важны некоторые практические моменты, касающиеся складирования больших
объемов грунта, подлежащего выемке при строительстве ГСХ. Так, в головной части
канала для этих целей с успехом может быть использовано заброшенное крупное
прудовое хозяйство. Имеющиеся здесь изолированные пруды с сохранившимися
дамбами являются готовыми клетками намыва. В «озерной» части будущего канала
изымаемый при строительстве ГСХ и углублении акватории порта грунт с успехом
может быть заскладирован в сопредельной юго-западной части водоема.

Предварительные расчеты показывают, что площади
заброшенного прудового хозяйства и низинного юго-западного угла Сасыка будет
достаточно для складирования основной массы грунта, подлежащего изъятию при
строительстве как канала, так и порта. Таким образом практически без нанесения
вреда окружающей среде успешно может быть решена одна из важнейших проблем при
создании подобного рода сооружений – проблема, куда девать изымаемый грунт.

Созданное грунтовое плато на месте низинного
берегового юго-западного участка Сасыка и части мелководий, примыкающее к
материковому плато отличная основа для строительства порта. Наиболее
целесообразно его разместить на западном берегу озера, начиная с места выхода
канала в Сасык. При этом незаселенный хорошо доступный твердый
многокилометровый западный берег водоема является исключительно перспективным
для устойчивого и многолетнего развития полноценного портового хозяйства и
припортового промышленного комплекса. Более того, в отличие от существовавшего
устьевого порта Усть-Дунайск и возможного порта в устье Быстрого, нет никаких
проблем с подводом необходимых для полноценного портового хозяйства основных
коммуникаций – железной и автомобильных дорог, линий электропередач и др.

При неизбежном углублении и расширении канала
Дунай-Сасык неизбежно возникнет проблема дюкера, который в настоящее время
соединяет практически изолированные гидросистемы двух частей Стенцовско-Жебрияновских
плавней. Таким образом, осуществится давняя мечта экологов и менеджеров
заповедника оптимизировать былую природную, но в настоящее время явно
недостаточную гидрологическую связь Стенцовско-Жебрияновских плавней с Дунаем и
морем. Это в определенной мере возобновит былое природное влияния на их
экосистему, и будет способствовать восстановлению природных миграций рыб.
Противники этого проекта могут возразить, что вероятнее всего, в головной части
канала понадобится определенное расширение речного русла Соломонова рукава и
самого канала с правой (нижней) его стороны (до шлюза-затвора) для создания
более благоприятных условий для судоходства в этой части ГСХ. Однако, как
показывают расчеты, именно строительство в головной части канала шлюза-затвора
предотвратит заметное влияние канала на гидрологию устьевой части дельты и
естественные процессы дельтообразования.

Кроме того, указанный шлюз может в значительной
степени предотвратить заиление самого канала и примыкающей части Сасыка,
Стенцовско-Жебрияновских плавней и Жебрияновской бухты, что значительно
сократит эксплуатационные расходы по данному судовому ходу, сделает его
экономически более эффективным.

Таким образом, в случае создания в украинской дельте
Дуная ГСХ по трассе утратившего свое целевое назначение крупного ирригационного
канала Дунай-Сасык и далее через юго-восточную часть водоема в Жебрияновскую
бухту Черного моря могут быть учтены целый ряд государственных, экономических и
экологических интересов.

С одной стороны, будут исключены любые предпосылки
для румынских «наездов», связанных с трансграничным влиянием, так как
планируемый канал будет шлюзованным, а значит, с относительно незначительными
расходами воды, и расположенным максимально далеко от румынской части дельты.

Кроме этого, создание стабильного и хорошо
прогнозируемого ГСХ с полноценным устьевым морским портом в дельте Дуная
существенно поднимет имидж Украины как важнейшего участника 7-го международного
транспортного коридора и дунайского государства.

Экономика также не останется в стороне. Стабильный
экономичный и перспективный ГСХ с полноценным устьевым портом высокой категории
реально может стать ключевым узлом макроэкономического развития Украинского
Придунавья, а возможность создания полноценного устьевого морского порта,
реализовать уникальный замкнутый транспортный цикл наподобие существующего в
районе румынской Констанцы.

Но главное, новый ГСХ может сыграть решающую роль в
защите интересов людей, проживающих в окрестностях Сасыка.

С одной стороны – это война с безработицей и создание
новых рабочих мест. С другой, – что заложено в проекте, возобновление работы
канала восстановит устойчивое соединение Сасыка с морем, а значит, позволит
«оживить» наиболее деградированные участки заповедных Стенцовско-Жебрияновских
плавней, природную миграцию рыб и решить основные экологические проблемы
Сасыка, актуальные в настоящее время для всех населенных пунктов, расположенных
на его берегах.

Илья Богданов, «Моряк Украины»