2010-04-13 13:36:56
Минтранссвязи знает, что порты плохо работают, знает, почему они плохо работают, но не делает ничего, чтобы они работали хорошо.
Новая
транспортная власть, как и следовало
ожидать, обнаружила, что власть старая
буквально угробила курируемую отрасль
и что надо срочно латать дыры, по крайней
мере, в портовой сфере. Не радует новых
хозяев Минтранссвязи даже положительная
динамика перевалки в морских торговых
портах (МТП). По сравнению с аналогичным
периодом 2009 г. за январь-февраль 2010 г.
показатели увеличились на 4,1% — до 16,8
млн т. Чиновников огорчает, что из 18
отечественных портов только восемь
продемонстрировали прирост объемов
грузоперевалки: Белгород-Днестровский
— на 112,5%, Керченский — на 49,3%, Измаильский
— на 25,3%, Мариупольский — на 24,4%,
Ильичевский — на 17,9%, Севастопольский
— на 2%, порты “Октябрьск” и “Южный”
— на 15,5% и 4,7% соответственно. “Было бы
понятно, если бы показатели первых
месяцев этого года сравнивали с 2008 г.
Но речь идет о сравнении с кризисным
2009 г., когда объемы грузопотоков вообще
катастрофически сократились. Во всех
отраслях экономики наметился довольно
активный рост производства, а показатели
грузопереработки в портах почему-то
уменьшились”, — сетует министр транспорта
и связи Константин Ефименко и, в числе
прочего, рекомендует для выхода из
создавшегося положения “проводить
гибкую тарифную политику и налаживать
сотрудничество с компаниями — владельцами
грузов”.
Транзит
Однако,
рассуждая о необходимости “сгибания”
тарифной политики, новая транспортная
власть не спешит это делать. Хотя
предыдущие “минтрансовцы” умудрились
тарифную политику (кстати, тоже стремясь
сделать ее гибкой) запутать окончательно.
15 октября 2009 г. Минтранссвязи приказом
№958 ввело до 1 апреля 2010 г. скидки к
предельным аккордным ставкам за
выполнение погрузочно-разгрузочных
работ с транзитными грузами, проходящими
через Бердянский, Ильичевский, Керченский,
Одесский, Херсонский, Усть-Дунайский,
Ренийский, Мариупольский МТП и порт
“Южный” (см. БИЗНЕС №38 от 21.09.09 г.,
стр.50). 10 марта 2010 г. Минтранссвязи
приказом №128 продлило действие скидок
на транзит до 31 декабря 2010 г. Но, как
отмечает Александр Захаров, член
правления Союза перевозчиков юга Украины
(г.Одесса; 32 члена; с 2002 г.), толку от этих
скидок мало, поскольку “существует
целый ряд дополнительных платежей,
которые нужно осуществлять при перемещении
грузов через украинские порты”. И
наличие таких платежей (за парковку
автотранспорта грузополучателя, досмотр
и передосмотр грузов, постановку
автотранспорта грузополучателя на
рампу, за проезд по территории терминалов,
за использование инфраструктуры
терминалов и т.п.) нивелирует предлагаемые
скидки. В общей сложности на дополнительные
платежи приходится до двух третей суммы,
которую дерут за транспортировку
транзитных грузов украинские МТП. При
этом, поскольку система начисления этих
дополнительных платежей не очень
прозрачна и о необходимости оплачивать
еще какие-то услуги клиент узнает только
после попадания его груза в украинский
порт, многие компании, по словам г-на
Захарова, отказываются от дальнейшего
транзита через украинские МТП. “Например,
почти все транзитные грузы из Турции
ушли в российские и румынские порты. И
причина не в том, что у них дешевле,
просто при транзите через порты этих
стран клиент сразу может рассчитать,
во сколько ему это обойдется, а не ждать
сюрпризов”, — подчеркивает Александр
Захаров.
Таможня
дает
Не спешат
свежеиспеченные “минтрансовцы” и
договариваться с украинской таможней.
Сс лета 2008 г. в рамках правительственной
программы по борьбе с контрабандой был
введен таможенный досмотр всех грузов,
ввозимых в украинские порты (до этого
грузы досматривали выборочно). В
результате скорость перевалки грузов
резко снизилась, а цена ее (главным
образом, неофициальная) выросла. Как
рассказал экспедитор, пожелавший
остаться неназванным, таможенники легко
соглашаются не досматривать грузы все
подряд, но за “исключения”, как правило,
приходится “доплачивать” — по $50 за
каждый недосмотренный контейнер.
Есть
сложности и с таможенным оформлением
транзитных грузов. Так, грузоотправителям
приходится заполнять гору документов
и тратить кучу времени. Это тоже не
способствует привлечению транзитных
грузов в украинские порты. Как сообщил
и.о. главного диспетчера Одесского МТП
Юрий Кизлевич, портовики возлагают
большие надежды на принятие закона “О
внесении изменений в Закон Украины “О
транзите грузов” (принят Верховной
Радой в первом чтении 4 марта 2010 г.). Этот
документ предлагает упростить, как
минимум, процедуру трансшипмента (режима
транзита контейнерных грузов, которые
во время пребывания в транзитном порту
не выходят за пределы одного пропускного
пункта или зоны таможенного контроля).
Как утверждают в Минтранссвязи, упрощение
процедуры переработки контейнеров по
трансшипменту может принести украинским
портам и операторам терминалов в портах
дополнительно около $54 млн, а дополнительные
доходы от портовых сборов могут составить
не менее $4 млн. Хотя, чтобы достичь таких
результатов, по мнению экспертов,
изменения должны вступить в силу не
позднее конца первого полугодия текущего
года, иначе ожидать получения этих
средств ранее следующего года не стоит.
Планы на
будущее
Транзитный
потенциал Украины, по мнению директора
департамента развития и инвестиций
Ильичевского МТП Георгия Токмана, не
ограничивается портами, и государству
стоит разработать комплексную тарифную
политику, чтобы клиентам можно было
предлагать не только скидки в портах,
но и удобные и просчитываемые тарифы
на транспортировку грузов по железной
дороге. Как жалуется г-н Кизлевич,
сокращение грузопотока в Одесском МТП
в I квартале 2010 г., по сравнению с
аналогичным периодом 2009 г., по
предварительным оценкам, составило
около 6%, и одна из причин этого —
непринятие Минтранссвязи решения о
снижении железнодорожных тарифов.
Георгий Токман приводит в пример Россию,
которая снизила тарифы на железнодорожные
перевозки грузов в российские порты,
тогда как железнодорожные тарифы на
перевозки в сторону украинских портов
остались прежними, что привело к
прекращению транзита из России в Украину.
Который
год портовики просят профильное
министерство разрешить начальникам
портов самостоятельно устанавливать
размеры аккордных ставок. По оценкам
Юрия Кизлевича, это позволило бы увеличить
только контейнерные грузопотоки не
менее чем на 15%. Портовики планируют
обсудить этот вопрос и с новым руководством
Минтранссвязи.
В общем
же, пока глобальной кооперации не видно,
прогнозы экспертов остаются не слишком
радужными. Как полагает Александр Кава,
директор Центра политического и
экономического анализа (г.Киев;
регуляторный анализ рынков и
законодательства; с 2007 г.), в текущем
году объемы перевалки в украинских МТП
увеличатся не более чем на 5-7% по сравнению
с 2009 г. Хотя
портовики не скрывают опасений, что и
такого прироста может не быть, поскольку
пока непонятно, какую политику в отношении
портов будет вести новое руководство
Минтранссвязи.
Ангелина
Бакалинская,
газета «Бизнес»