Законопроект о морских портах Украины в упор не видит частных инвесторов, – эксперты

2010-04-13 11:06:02

Согласно расписанию пленарных заседаний Верховной Рады, в конце апреля состоится второе чтение законопроекта №881 “О морских портах”.


В
первом чтении документ был принят еще в январе 2007 г., после чего четырежды
дорабатывался
. До сих пор порты работают без специального закона, что, по
словам участников рынка, иногда очень усложняет жизнь портовикам и частным
инвесторам.

Александр Кава, директор Центра политического и экономического анализа
(г.Киев; регуляторный анализ рынков и законодательства; с 2007 г.), уверен, что
отрасль остро нуждается в профильном законе, который мог бы упорядочить взаимоотношения
частных инвесторов, госорганов и портов. Но как бы плохо ни было частникам
сейчас, работать по нормам предлагаемого законопроекта они хотят еще меньше.

По
оценкам Валентина Варваренко,
вице-президента по Южному региону “Национальной контейнерной компании”
(г.Москва, РФ; оператор контейнерных терминалов; с 2002 г.), предложенный
законопроект требует серьезной доработки: “Что касается, например, создания
благоприятного инвестклимата, то, согласно этому документу, по-прежнему
сохраняется необходимость множественного согласования инвестпроектов с
различными инстанциями. В то же время усложняется структура государственного
управления хозяйствами портов”
.

В
частности, проект предполагает создание в каждом порту государственной
администрации, которая и будет сдавать в пользование частникам имущество портов
и собирать портовые сборы. При этом в полномочиях Кабмина среди прочего
предусмотрено “обеспечение координации и контроля деятельности предприятий,
которые осуществляют управление объектами госсобственности в портах
”. Такая
централизация управления портами очень беспокоит частных инвесторов, поскольку,
по их словам, создается слишком сложная и громоздкая система согласования
решений.

Но
больше всего частных инвесторов тревожит, что в тексте документа выражение
“морские терминалы” встречается только в привязке к слову “государственные” и
нет ни слова о том, как частным терминалам, расположенным в акваториях портов,
взаимодействовать с теми же госадминистрациями портов. Единственное, что
сказано по поводу сотрудничества инвесторов с государством: “Строительство
(реконструкция) морских терминалов на территории порта осуществляется с
разрешения центрального органа исполнительной власти в отрасли транспорта в
соответствии с утвержденным этим органом планом (программой) развития порта”
.
Но как быть, если Минтранссвязи рисует себе одни планы, а инвесторам интересны
совершенно другие проекты, как это было уже не раз?

Ангелина
Бакалинская, газета «Бизнес»