Партия регионов не дала «Укрферри» монополизировать паромное сообщение с Болгарией и Грузией

2010-03-12 16:47:41

Верховная рада отказалась денонсировать межправительственное соглашение между Украиной, Болгарией и Грузией о совместной эксплуатации железнодорожной паромной переправы на Черном море. Неравномерное распределение прибыли остается в силе, а одесская судоходная компания «Укрферри» не стала монополистом.



За
принятие в целом законопроекта N0160 о
денонсации соглашения проголосовали
169 депутатов при минимально необходимых
226.

Причем,
«за» голосовали фракции БЮТ, часть НУНС
(УНП и ЕЦ) и КПУ.

Инициатором
законопроекта значилась Тимошенко Ю.В.
(Кабинет Министров Украины).

Аргументируя
необходимость такого шага первый
заместитель Министра транспорта и связи
Украины Василий Шевченко в Пояснительной
записке обвинил болгарскую сторону в
нарушениях трехстороннего Соглашения.

1.
Несогласованное предоставление скидок
экспедиторам.

«В
целях привлечения дополнительных
объемов перевозок болгарский судовладелец
в одностороннем порядке предоставляет
экспедиторским компаниям и грузовладельцам
10% скидку к существующим тарифам на
перевозку грузов в направлении Ильичевск
– Поти/Батуми».

2.
Неравномерное распределение прибыли.

«Болгарской
стороной в одностороннем порядке
денонсирована Инструкция о порядке
расчетов за перевозки грузов в вагонах
на морской части железнодорожно-паромного
сообщения.

Согласно
статистическим данным перевозки за
2001 – 2008 годы составили:

Ильичевск
– Поти/Батуми – 7221,1 тыс. тонн (92,2%);

Варна
– Поти/Батуми – 609,4 тыс. тонн (7,8%).

Болгарская
сторона получает прибыль и от перевозки
грузовой базы украинской стороны.
Учитывая неравномерное распределение
загруженности перевозок грузов по
направлениям Украина – Грузия и Болгария
– Грузия (соотношение 92,2% до 7,8%), болгарская
сторона получает доходы от перевозок
грузовой базы украинской стороны».

3.
Нечестная конкуренция.

«Кроме
того, данные объемов перевозок
свидетельствуют о ежегодном уменьшении процентной доли «болгарского» грузопотока,
что в свою очередь является следствием
развития болгарской стороной альтернативных
перевозок из Болгарии в Грузию без
использования общей паромной линии.
Так, в 2001 году было открыто регулярное
автомобильно-паромное сообщение между
портами Бургас – Поти, налажена контейнерная
линия между портами Варна – Бургас –
Поти. Грузопоток на этой линии
переориентируется с паромной переправы
Варна-Поти/Батуми-Ильичевск. При этом,
интересы украинской стороны не
учитываются.

В
июне 2009 года болгарская сторона направила
в Грузию проект Соглашения между
правительствами Республики Болгария
и Грузия об организации железнодорожной
паромной линии Варна-Поти/Батуми без
участия украинской стороны.

Также,
в мае 2008 года болгарской стороной
подписано Соглашение с Министерством
транспорта России о создании
железнодорожно-паромного сообщения
порт Кавказ – Варна (эксплуатация началась
в марте 2009 года). Перевозки осуществляются
за счет переориентации грузопотоков с
линии Ильичевск-Варна».

4.
Препятствование Болгарией развитию
украино-грузинских проектов.

«Болгарская
сторона возражает против открытия новых
линий со стороны украинской стороны
(Керчь – Поти / Батуми; Керчь – Кавказ)».

Тем
не менее, эксперты склонны
считать
этот законопроект инициативой
одесской судоходной компании «Укрферри»,
которая на данный момент и является
оператором переправы.

Принятие
законопроекта, потенциально, могло
сделать СК монополистом на довольно
популярном маршруте. Хотя во время
кризиса перевозки существенно упали:
«Укрферри» в 2009 г. перевезла почти в
2,5 раза меньше грузов, чем в 2008 г.

«Укрферри»
попросту не хватило времени. Проект был
внесен 22.01.2010, а
«оранжевая» коалиция скончалась
11.03.2010.

Справка:
Переправа соединяет порты Варна
(Болгария), Поти (Грузия) и Ильичевск
(Украина).

Соглашение
было подписано в апреле 1999 года.

В
апреле 2007 года Кабинет министров одобрил
проект соглашения между правительствами
Украины и Грузии об организации прямого
международного железнодорожно-паромного
сообщения между портами Керчь (Украина)
и Поти, Батуми (Грузия).

Закрытое
акционерное общество "Судоходная
компания "Укрферри":

Судоходная
Компания "Укрферри" основана в
1995 году.

СК "Укрферри"
является судовладельцем железнодорожных
паромов "Герои Шипки" и "Герои
Плевны" и пассажирского парома
"Каледония", а также бербоут-чартерным
владельцем накатного судна Ро-12 типа
"Академик Туполев".

С момента
своего создания СК "Укрферри"
осуществляет эксплуатацию международной
железнодорожно-автомобильной паромной
переправы Ильичевск – Варна (Болгария).

С декабря
1996 года, в рамках коридора ТРАСЕКА,
компанией открыта паромная линия Украина
– Грузия.

С ноября
1998 года СК "Укрферри" осуществляет
регулярные грузо-пассажирские перевозки
на линии Одесса – Стамбул (Турция) на
пассажирском пароме "Каледония".

С мая 2001
года компанией открыта новая
железнодорожно-автомобильная паромная
линия Ильичевск – Деринже (Турция).

Также
компания предоставляет
транспортно-экспедиторские, туристические,
крюинговые и провайдерские услуги.