2010-03-10 12:24:17
Украина, как известно, достаточно долгое время испытывает на себе в лице своих граждан-моряков, все «прелести» пиратства, – в частности, если говорить о проблеме активности сомалийских пиратов в Аденском заливе. Международное сообщество, понимая всю серьезность «корсарской угрозы», в целом готово для применения достаточно радикальных средств с целью ее нейтрализации, – в частности, проводя силами своих ВМС совместную операцию в опасной зоне. Можно дискутировать об эффективности этих действий, как и предлагать новые варианты решения проблемы, но факт остается фактом: очевидно, что эффективно бороться с пиратами можно, только объединив усилия. И также очевидно, что Украина, заявляющая себя как морская держава, тоже должна внести свой вклад в совместное противостояние.
В ВМС ВС Украины
предлагают различные варианты «украинского
участия» в противопиратских действиях.
Например, наши специалисты из командования
ВМС считают, что наиболее целесообразным
вкладом Украины в проведение операций
по противодействию пиратству в регионе
может быть направление корабля класса
"фрегат" с вертолетом корабельного
базирования и специальным подразделением
с непосредственным привлечением
национального Контактного пункта.
«ФЛОТ2017» поинтересовался
мнением наших экспертов в военно-морской
сфере: нужно ли подобное участие Украине
и ее ВМС, и если да, то какие основные
проблемы могут возникнуть при организации
такого участия?
Советник министра
обороны Украины, экс-командующий ВМС
Украины вице-адмирал Владимир
БЕЗКОРОВАЙНЫЙ:
– Безусловно, Украина
должна участвовать в многонациональных
операциях по борьбе с пиратством,
поскольку, как мы могли наблюдать в
последнее время, именно украинские
моряки чаще всего становились жертвами
этого вида международного терроризма.
Пассивная позиция украинского
правительства в этом случае может
привести к негативной оценке деятельности
украинской власти, – как со стороны
собственных граждан, так и со стороны
мирового сообщества. Это, несомненно,
негативно скажется на имидже нашей
державы на международной арене.
При подготовке к
присоединению к международным операциям
по борьбе с пиратством в первую очередь
следует обратить внимание на техническое
обеспечение участия украинских ВМС.
Соответственное такой нагрузке (корабль
будет выполнять боевые задачи далеко
от Украины) техническое состояние может
быть обеспечено только при хорошим
финансировании. Люди свою задачу
выполнят, – личный состав наших ВМС
достаточно хорошо подготовлен, а если
техника подведет в Аденском заливе, в
этом случае помощь от Украины получить
будет затруднительно. Проблема
технического обеспечения должна быть
решена здесь, в Украине, поскольку
соответственно негласному правилу,
вину за упущения при организации
впоследствии перекладывают на
исполнителей. Как говорили в прежние
времена: «нет оправданной аварийности,
она является следствием неправильных
действий личного состава, его
неподготовленности». Этот заказной
лозунг очень продолжительное время
защищал интересы организаторов и
позволял халатно относится к реальному
состоянию технической готовности
кораблей. И в этом случае ответственность
за последствия нес личный состав, хотя
реально виноваты были те люди, которые
обеспечивали финансирование проекта,
отвечали за создание ремонтной базы и
т. д.
Здесь на первый план и
выходят масштабные проблемы, с которыми
давно сталкиваются украинские военные
моряки. Например, стоит вспомнить хотя
бы тот факт, что на сегодняшний день ВМС
Украины своей ремонтной базы не имеют,
у нас изначально система судоремонта
ВМС выводилась из юрисдикции Министерства
обороны, а позже и вовсе перестала
существовать как цельная система. Как
решать подобные проблемы – вот это уже
вопрос.
Экс-командующий ВМС
Украины вице-адмирал КОЖИН:
– Проблемы, которые
придется решить в процессе подготовки
к участию в этой операции, нестандартны,
поскольку вызваны совершено другой
формой проведения вооруженной борьбы,
нежели те, к которым традиционно
готовились Вооруженные силы. Ведь в
данном случае речь идет о довольно-таки
новой задаче для ВМС, – о борьбе с
пиратством, т.е. одним из видов
международного терроризма. Соответственно,
при организации участия украинских ВМС
в международных операциях по борьбе с
пиратством нужно быть готовыми к
оперативному решению организационных
вопросов, которые раньше не возникали.
В то же время, зная об
общем профессиональном уровне наших
военных моряков, уверен: если будет
обеспечено соответствующее финансирование
подготовки и проведения операции,
базовой подготовки личного состава для
участия в подобных действиях, то с этой
задачей наши Военно-Морские Силы
обязательно справятся.
Армия и Флот являются
гарантом неприкосновенности государства,
и в данном случае – гарантом неприкосновенности
своих граждан, поэтому ВМС Украины
просто обязаны участвовать в
многонациональных операциях такого
рода. Думаю, что мировое сообщество,
которое в свою очередь тоже заинтересовано
в борьбе с пиратством, окажет Украине
посильную помощь.
Эксперт военных
программ Центра Разумкова Алексей
МЕЛЬНИК:
– На сегодняшний день
Украина должна быть заинтересована в
участии в международных операциях по
борьбе с пиратством больше, чем другие
государства. Анализ событий в Аденском
заливе демонстрирует непропорционально
более высокую угрозу для наших
соотечественников – практически в каждом
экипаже корабля, захваченного пиратами,
есть
украинские моряки. Безопасность,
защита жизни, здоровья, прав граждан
является главной обязанностью государства
в соответствии с Конституцией.
Надеюсь, что правительство
Украины изыщет средства для участия в
этой операции, поскольку это не тот
случай, когда можно говорить об экономии.
Часть логистического
обеспечения смогли бы взять на себя
наши зарубежные партнеры. Тем более что
украинские военные уже имеют опыт
подобного сотрудничества – например,
во время участия в операции НАТО КФОР
в Косово, где заработная плата
военнослужащим украинского миротворческого
контингента выплачивается правительством
Украины, а тыловое обеспечение
предоставляется США.
Экс-начальник
управления кораблестроения и вооружения
ВМС Министерства обороны Украины
контр-адмирал Николай СЕРДЮК:
– В первую очередь,
участие в подобных операциях нужно
самим ВМС Украины, – совершенствовать
боевую готовность и боевую подготовку
можно только в процессе морских походов.
Разумеется, придется
решать множество проблем в процессе
подготовки к этой операции: организацию
технического обеспечения, логистического
обеспечения. Но самой большой проблемой,
на мой взгляд, является то, что у ВМС
Украины всего один фрегат. Т. е., если с
ним в походе что-нибудь случится, помочь
ему смогут только вспомогательные суда,
которые направлять придется из Украины,
или обращаться за помощью к дружественным
нам странам. Теоретически мы давно
готовы к участию в многонациональных
операциях, но когда дело доходит до
практики, тут и начинаются проблемы.
Записала
Анна Шумакова, "ФЛОТ2017"