Владимир АРАБАДЖИ: «С нынешним африканским подходом к СЭЗ в Крыму Сингапур не получится»

2010-03-04 13:34:21

25 февраля 2010 года Министерством экономики Украины на выполнение Указа Президента Украины был представлен проект Закона Украины «О внедрении специального экономического режима инвестиционной деятельности на территории Автономной Республики Крым», разработанный Департаментом регионального развития Минэкономики.



«ФЛОТ2017»
обратился с просьбой высказать свое
мнение относительно проекта Закона к
директору Таврийского регионального
центра инновационного развития Владимиру
АРАБАДЖИ. Он прокомментировал следующим
образом (текст комментария приводится
под комментируемой цитатой из проекта
Закона):

«Статья
1. Определение терминов

1.
В этом Законе термины употребляются в
таком значении:

1)
инвестиционный проект — документ,
подготовленный в соответствии с
требованиями Совета министров Автономной
Республики Крым по согласованию с
Кабинетом Министров Украины, который
содержит:

комплекс
единовременных мероприятий по
инвестированию объекта хозяйственной
деятельности, с учетом имеющихся ресурсов
(в частности природных, производственных,
финансовых, информационных);

перечень
импортных товаров, которые предусматривается
использовать для реализации проекта,
обоснование целесообразности их
использования;

расчеты
прогнозируемых результатов от реализации
инвестиционного проекта (финансовые,
социально-экономические расчеты, расчеты
с бюджетом, расходы на природоохранные
мероприятия и тому подобное).

2)
специальный экономический режим
инвестиционной деятельности – правовой
режим, предусматривающий предоставление
налоговых и таможенных льгот,
предусмотренных этим Законом, для
субъектов хозяйственной деятельности,
которые реализуют на территории
Автономной Республики Крым инвестиционные
проекты в приоритетных видах экономической
деятельности в соответствии с условиями,
определенными этим Законом».


Реализация целей инвестирования
предполагает формирование инвестиционных
проектов, которые обеспечивают инвесторов
необходимой информацией для принятия
решения об инвестировании (долгосрочном
вложении значительных финансовых
средств).

Инвестиционная деятельность
регламентируется и защищается Законами
Украины. Инвестпроект не может подчиняться
требованиям, установленным Совмином
АРК, иначе Совмин АРК серьезных инвесторов
не дождется. Совмин желает управлять
процессом: разрешать, не разрешать,
надзирать, контролировать…

Чужие
деньги любят тишину, и очень не любят,
когда их часто беспокоят.

«Статья
2. Цель внедрения специального
экономического режима инвестиционной
деятельности

1.
Специальный экономический режим
инвестиционной деятельности на территории
Автономной Республики Крым (далее –
специальный экономический режим)
внедряется с целью привлечения инвестиций
в приоритетные виды деятельности для
сохранения существующих и создания
новых рабочих мест, реконструкции и
технического переоснащения производства,
внедрения новых технологий, увеличения
объемов высококачественных товаров
(работ, услуг), создания современной
производственной, транспортной и
рыночной инфраструктуры, эффективного
использования природных ресурсов».


Главной целью при создании таких зон
является придание импульса экономического
развития региона. Активное использование
иностранных инвестиций – это механизм
реализации главной цели. Занятость
населения, рост экспортного потенциала
территории, выпуск высококачественных
импортозамещающих товаров, отработка
моделей адаптации современных систем
управления экономикой – появятся в
случае, если механизм реализации главной
цели будет сконструирован и запущен
правильно.

«Статья
4. Регуляция хозяйственной деятельности
в условиях специального экономического
режима

1.
Регуляцию хозяйственной деятельности
в условиях специального экономического
режима на территории Автономной
Республики Крым осуществляет Совет
министров Автономной Республики Крым
и органы местного самоуправления.

2.
Совет министров Автономной Республики
Крым и органы местного самоуправления
несут ответственность за действия
субъектов хозяйственной деятельности,
реализующих в условиях специального
экономического режима инвестиционные
проекты, зарегистрированные в установленном
этим Законом порядке».


На этом можно ставить точку. Только
сумасшедший инвестор вложит свои деньги
в специальную зону, где местные органы
власти будут постоянно регулировать
хозяйственную деятельность.

«Статья
5. Полномочия Совета министров Автономной
Республики Крым и органов местного
самоуправления относительно регуляции
инвестиционной деятельности в условиях
специального экономического режима

1.
Совет министров Автономной Республики
Крым и органы местного самоуправления
осуществляют свои полномочия в
соответствии с законодательством.

К
полномочиям Совета министров Автономной
Республики Крым также относится:


привлечение инвесторов для реализации
инвестиционных проектов;


организация, проведение экспертизы и
регистрация в порядке, установленном
Советом министров Автономной Республики
Крым по согласованию с Кабинетом
Министров Украины, инвестиционных
проектов, которые намечено реализовывать
в условиях специального экономического
режима;


выдача субъектам хозяйственной
деятельности свидетельства о регистрации
инвестиционных проектов (далее —
Свидетельство) по форме, установленной
Советом министров Автономной Республики
Крым по согласованию с Кабинетом
Министров Украины;


контроль над выполнением субъектами
хозяйственной деятельности взятых на
себя обязательств в процессе реализации
инвестиционных проектов в условиях
специального экономического режима;


проведение анализа результатов
хозяйственной деятельности, осуществляемой
в условиях специального экономического
режима;


один раз в год предоставление центральному
органу исполнительной власти по вопросам
экономической политики, Министерству
финансов Украины, Министерству
регионального развития и строительства
Украины, Государственной таможенной
службе Украины, Государственной налоговой
администрации Украины, информации о
результатах хозяйственной деятельности,
осуществляемой в условиях специального
экономического режима, по форме и в
сроки, определенные центральным органом
исполнительной власти по вопросам
экономической политики и другими
центральными органами исполнительной
власти;


предоставление Кабинету Министров
Украины предложений относительно
внесения изменений к перечню приоритетных
видов экономической деятельности;


рассмотрение соответствующими органами
местного самоуправления в досудебном
порядке споров, возникающих между
субъектами хозяйственной деятельности,
которые реализуют инвестиционные
проекты в условиях специального
экономического режима.

2.
К полномочиям органов местного
самоуправления также относится:


привлечение инвесторов для реализации
инвестиционных проектов на территории
Автономной Республики Крым в условиях
специального экономического режима;


заключение договоров с субъектами
хозяйственной деятельности на реализацию
в условиях специального экономического
режима инвестиционных проектов,
зарегистрированных в порядке, определенном
этим Законом;


предоставление Совету министров
Автономной Республики Крым информации
о результатах реализации инвестиционных
проектов в условиях специального
экономического режима по форме и в
сроки, определенные Советом министров
Автономной Республики Крым по согласованию
с Кабинетом Министров Украины;


участие в осуществлении контроля над
соблюдением субъектами хозяйственной
деятельности взятых на себя обязательств,
при реализации инвестиционных проектов
в условиях специального экономического
режима».


На этой статье надеются разбогатеть
авторы данного закона. И очень заблуждаются.
На таких же принципах зарегулированности
была построена СЭЗ «Сиваш». Сингапур
не получился. Стратегический иностранный
инвестор не пошел в зону, увидев в ней
большие риски, в т.ч. связанные с
возможностью субъективного подхода со
стороны властей Крыма при «регулировании
хозяйственной деятельности». Многие
национальные инвесторы сложили в зоне
головы и деньги.

«Статья
6. Порядок осуществления хозяйственной
деятельности в условиях специального
экономического режима

1.
Специальный экономический режим
распространяется на субъектов
хозяйственной деятельности, реализующих
на территории Автономной Республики
Крым инвестиционные проекты,
зарегистрированные в установленном
этим Законом порядке, сметной стоимостью,
эквивалентной не менее чем:

10,0
млн. евро — в обрабатывающей промышленности;

5,0
млн. евро — в сельском хозяйстве;

2,0
млн. евро — в здравоохранении;

500
тыс. евро — в деятельности, связанной
с предоставлением услуг в сфере туризма,
отдыха и развлечений, с сохранением
исторического наследия, с сохранением
и использованием природных ресурсов,
с охраной окружающей среды».


Еще раз убеждаемся, что и Указ Президента,
и текст данного Закона сделаны инициаторами
«под себя». Это будет СЭЗ мелких
лавочников, а в качестве иностранных
инвесторов будут выступать оффшорные
компании доморощенных бизнесменов.
Норма объемов инвестиций должна быть
увеличена, хотя бы, в 10 раз. Т.е. 100,0 млн.
евро, 50,0 млн. евро и т.д.

И
чтобы в очередной раз не опростоволоситься,
я бы в инвесторах рассматривал
исключительно иностранных инвесторов
известных брэндов.

«Статья
7. Требования к проведению экспертизы
инвестиционных проектов, порядок их
рассмотрения и регистрации

1.
Экспертиза инвестиционных проектов
(внесение изменений в инвестиционные
проекты), предлагаемые к реализации на
территории Автономной Республики Крым
в условиях специального экономического
режима, проводится Советом министров
Автономной Республики Крым в порядке
и в сроки, определенные Советом министров
Автономной Республики Крым по согласованию
с Кабинетом Министров Украины, по таким
критериям…».


Сама фраза «Экспертиза инвестиционных
проектов (внесение изменений в
инвестиционные проекты), предлагаемые
к реализации на территории Автономной
Республики Крым в условиях специального
экономического режима, проводится
Советом министров Автономной Республики
Крым в порядке и в сроки, определенные
Советом министров Автономной Республики
Крым», ставит жирную точку на зыбкой
надежде о возможном приходе в Крым
стратегического инвестора. Откуда в
Крыму такой африканский подход к делу?
Прочтите еще раз мою статью на сайте
ФЛОТ2017 «СЭЗ «Порт Крым» без Севастополя
– это абсурд». Зачем мы должны изобретать
плохой велосипед, если выгоднее купить
уже готовый у специалистов?

Еще
раз предлагаю изучить условия в СЭЗ
Китая (см. комментарий В.Арабаджи здесь),
которые просты и понятны и принесли
Китаю уже триллионы долларов инвестиций.

Еще
раз ставим вопрос: «Что мы хотим получить
в Крыму с помощью этого Закона?»

Отвечаем:
«Мы хотим путем создания очень
привлекательных (ОЧЕНЬ!) условий для
иностранных инвесторов, в короткий
промежуток времени за счет привлеченных
(неукраинских) финансовых и инновационных
ресурсов значительно развить экономику
полуострова (ЗНАЧИТЕЛЬНО!).

Сомнительно,
что Закон в такой редакции способен
превратить Крымский полуостров в
Сингапур. Максимум – второй Красноперекопск.

Надо
ли?

Источник:
ФЛОТ-2017