2010-03-04 11:20:42
Финансовый план на 2010 год утвержден. Прокомментировать намеченные планы мы попросили заместителя начальника порта по экономике и финансам Илью РЫЖКОВА.
-
Илья Анатольевич, какие особенности
пришлось учесть при формировании
финансового плана на нынешний год? -
Финансовый план на 2010 год мы подготовили
с учетом всех реалий сегодняшнего дня,
но наше видение – это одно, а дело
специалистов министерства – соглашаться
с нашими расчетами или нет. Тем более,
что некоторые вопросы мы вынесли на
рассмотрение впервые. Скажу сразу, что
большинство наших предложений
министерство одобрило.Мы
немного изменили методику формирования
плановых показателей: не по отношению
к плану, который был утвержден в 2009
году, а по отношению к ожидаемым
показателям выполнения финансового
плана 2009 года. То есть, мы больше подошли
к планированию от достигнутого, поскольку
основной вопрос, который всех интересует,
– рост объемов переработки грузов. Мы
изначально отредактировали его на
сумму 3,7 миллиона тонн. Притом, что факт
2008 года составил 4,268 миллиона. Мы уже
тогда видели, что будет снижение. Хотя
о кризисе еще никто ничего не говорил.–
Пессимистические прогнозы оказались
оптимистическими?– К
сожалению, потому что по факту 2009 года
мы сделали не 3,7 миллиона тонн, а 3,2
миллиона. Основное снижение грузопереработки
произошло из-за песка, который мы
планировали добывать собственными
силами и перевозить судами портофлота.
Мы были ориентированы на то, что будет
загружена строительная отрасль. Провели
даже подготовительные работы на карьере,
провели масштабный ремонт техники. К
сожалению, строительный рынок замер.
Это внешний фактор. В этом году на
строительном рынке, очевидно, начнется
оживление. Мы это, конечно, учитываем.
Сегодня, при планировании, мы рассчитывали
объемы грузопереработки с учетом
минимальной вилки, которую возможно
использовать. Портовые сборы – с учетом
прогнозных скидок. Конечно, учли и
прогнозный курс доллара. Ведь у порта
доходность привязана к аккордной
ставке, которая зафиксирована в долларе.
То есть, любое изменение на внешнем
рынке, рынке банковских услуг, любой
шаг в сторону увеличения обменного
курса – в доходной части для нас хорош.– А
в расходной?–
Здесь ситуация противоположная. Наша
страна ориентирована на импорт:
приобретение оборудования и запасных
частей, энергоресурсов, а это – доллары,
внешняя цена. Вот и наш порт приобретает
импортную грузоподъемную технику, все
– за валюту. Сложность формирования
финансового плана – это, прежде всего,
неясность в стоимости материальных
ресурсов. Какими будут трудозатраты –
точно спрогнозировать невозможно.–
Финансовый план на 2010 год предусматривает
снижение добычи песка?–
Ошибки прошлого года учтены. Кроме
того, по результатам 2009 года у нас
накоплены достаточные резервы на
складе. Нет необходимости увеличивать
добычу песка. Причем, он добыт в условиях
относительной дешевизны ГСМ. Мы,
фактически, минимизируем затраты,
которые должны понести в дальнейшем.
Сейчас готовы в любой момент обеспечить
поставку песка. Кстати, переговоры по
этому поводу уже ведутся.–
Инвестиционная программа изменилась?–
По инвестированию у нас складывается
очень интересная ситуация. Порт сделал
аккумулирование денежных средств в
основные фонды за счет прибыли, полученной
в прошлом году. Капитальные инвестиции
на 2010 год запланированы в объеме 22,7
миллиона гривен. Для сравнения: в 2008
году на эти цели было направлено 8,3
миллиона, планом на 2009 год было
предусмотрено 14,2 миллиона. Движемся
по возрастающей. Более того, создали
фонд для инвестирования средств в
обновление, в ремонт. Ведется активная
работа по строительству зернового
терминала, который позволит нам привлечь
дополнительный грузопоток. У нашего
порта замечательное географическое
расположение для транспортировки
зерна. И мы не должны допускать того,
чтобы груз с зерном уходил в другие
порты. – Как учтены социальные вопросы?–
Пока не принят бюджет Украины, сложно
полагаться на какие-либо цифры. Мы
исходим из того, чего достигли в прошлом
году. Но все социальные объекты порта
профинансированы. Минтранс нас в этом
поддержал. Оставили нам в тех же объемах,
даже чуточку больше, финансирование
всех мероприятий на оздоровление,
санаторно-курортное обслуживание
портовиков. Цифры, которые мы зафиксировали
в плане, убедили Минтранс в том, что
намного дешевле обходится предприятию
здоровый работник, чем больной, которого
надо будет лечить и оплачивать больничный,
в то время как работа будет простаивать.
Для более детального анализа ситуации,
которая происходит в экономике каждого
подразделения, принято решение закрепить
экономистов за каждым структурным
подразделением. Им предстоит вплотную
ознакомиться с работой всех участков,
вникнуть во все вопросы. Составлен
график «выхода в народ». Скажу честно:
работы для экономистов – непочатый
край! Будем создавать на базе программного
продукта 1С систему оперативного
планирования. Эта система объединит в
себе бюджет платежей и активов – то,
что формируется объемами грузопереработки.
Такой системный подход позволит нам
увидеть все временные «провалы»,
реальную себестоимость работ, выполняемых
грузовым районом, карьером, портовым
флотом. То есть, сразу будет понятно:
целесообразна для нас данная работа
или нет? В принципе, это уже делается.–
Принцип бюджетирования? -
– Сейчас он у нас пока формируется. На
базе 1С разрабатываем систему стабилизации
платежей. Следующим этапом будет
формирование смет затрат по подразделениям
с интервалами: год – квартал – месяц.
Сразу будет идти сопоставление с
фактическими показателями работы.
Иными словами: мы хотим автоматизировать
процесс, осуществлять оперативное
планирование, иметь возможность
моделировать любые ситуации. Мы будем
видеть, где руководитель подразделения
и экономист ошиблись при формировании
показателей работы на перспективный
срок. Это очень важно. Когда человек
относится к делу с душой, это не может
не радовать. В прошлом году экономическую
службу порта приятно удивила
водноспортивная станция. Не секрет,
что социальная сфера у нас убыточная,
а на станции подумали, как заработать
средства для родного предприятия. При
том, что затраты остались на уровне
предыдущего года водная станция
существенно увеличила свою доходность
за счет оказания дополнительных услуг.
Вот вам и креатив, и творческий подход
к делу. Я с руководителем станции общался
и видел, как горят глаза у человека, как
искренне он хочет помочь порту в нынешних
непростых условиях. И пока у него все
получается. Хотелось, чтобы таких людей
было в порту больше.