«ГП «Дельта-лоцман» – совместное воспоминание о будущем»

2010-02-19 15:35:31

Инициаторами создания первого в морской отрасли специализированного предприятия били лоцманы и их общественная организация – Ассоциация лоцманов Украины. В результате долгой и кропотливой работы по убеждению руководства отрасли и Минтранса, а также при помощи депутатов Верховного Совета был издан приказ Министерства транспорта Украины (от 04 февраля 1998 года № 29) о создании ГП «Дельта-лоцман». После согласования и утверждения Устава и проведенной процедуры регистрации с 19 февраля 1998 года наше предприятие приобрело статус юридического лица для выполнения уставных целей и задач.



Помогали  становлению нашего предприятия 
многие ведущие руководители и специалисты отрасли. Особенно хочется выразить
благодарность Севрюкову В.В., Незавитину С.Я. и Чайковскому Л.П.. Эти люди
стояли у истоков нашего предприятия и до сих пор являются высочайшими
профессионалами отрасли.

     На  первом
этапе в состав ГП «Дельта-лоцман»  входили портовые лоцманы
Днепро-Бугского морского порта (ДБМП). Это был период становления предприятия с
локальными функциями по безопасной проводке судов только на подходном канале и
акватории ДБМП. Первопроходцами предприятия были лоцманы Канарш С.Л., Давыдов
А.А., Пузырев С.Н., Карпов Б.В., Лысенко О.И., Лизун И.С. (капитан л.с.),
Алексеев А.Н. (ст. механик л.с.), а также Романов Г.С. (зам. директора) и
Цверчкова В.В. (гл. бухгалтер)

     Вторым  этапом развития
ГП «Дельта-лоцман»  было вхождение в состав предприятия персонала ПРДС
«Русская коса», Единой морской линейной службы Ильичевского МТП,  линейной
и портовой лоцманской службы Николаевского МТП.

     Этот  процесс был
трудным и болезненным для руководителей этих портов и для лоцманского состава.
Руководство этих портов по объективным причинам не желало расставаться с
прибыльной службой, в результате, возникало много процедурных сложностей по
передаче функций и технического обеспечения, а также организации лоцманских
проводок. Многие лоцманы опасались, что проблемы технического обеспечения и
организационного характера не будут решены. Сомнения были у людей и по социальным
гарантиям, и особенно по обеспечению жильем, в том, что новое предприятие не
сможет решать их на уровне не меньшем чем в портах.

     Необходимо  было проводить среди
лоцманского состава этих служб разъяснительную работу о том, что мы можем
самостоятельно решить все вопросы по обеспечению лоцманскими катерами,
автотранспортом, морскими лоцманскими станциями, оборудованием и всеми видами
связи, а также социальными гарантиями.

     Одной из важных
задач было не допустить  сбоев по безопасному прохождению судов
в районах лоцманской проводки в период передачи функций от портов к ГП
«Дельта-лоцман». Наша общая уверенность, настойчивость и профессионализм
позволили решить очень многие вопросы, которые возникали каждый день в период
становления предприятия, от локальных  до региональных функций и
ответственности.

     Через некоторое время 
у нас появился собственный транспорт,  лоцманские суда
и лоцманские станции,  а также многое другое необходимое для
жизнедеятельности предприятия. И дальше предприятие системно строилось и
развивалось.

     Институтов  подготовки
и повышения квалификации специалистов по обеспечению безопасности
мореплавания в Украине не было. Для более качественной подготовки новых
лоцманов и лоцманов-операторов, а также повышения квалификации действующего
состава лоцманских служб и служб регулирования движения судов необходимо было
разработать новую методику, оснастить технологическим оборудованием и
подготовить соответствующих инструкторов. Была разработана концепция и создан
отраслевой центр подготовки морских лоцманов и лоцманов-опреаторов. Сегодня
этот центр стал одним из лучших в СНГ, а его инновационные разработки заслужено
одобрены многими международными специалистами.

     Здание  ПРДС «Русская
коса» было капитально отремонтировано и оснащено необходимым оборудованием и
техникой. По своему техническому оснащению и функциям ПРДС «Русская коса»
приобрел  статус Центра регулирования движения судов на Бугско-Днепровском
и Херсонском морском канале. Были построены новые ПРДС в Очакове, Севастополе и
Широкая Балка, а также автоматизированные ПРДС: «Днипровка», «М. Корениха» и
т.д.

     Следует отдельно отметить,
что очень важную роль в становлении предприятия сыграл Научно-технический
комплекс. Сплав знаний и опыта инженеров ПРДС «Русская коса»,
лоцманов-операторов и специалистов, которые были приглашены из бывших военных и
закрытых НИИ радионавигации, позволил в кратчайшие сроки разработать аппаратно-программные
комплексы. Эти технологии позволили нашим лоцманам-операторам на более
качественном уровне осуществлять мониторинг надводной обстановки и организацию
судопотока на внутренних и морских путях Украины. Информация мониторинга по
надводной обстановке передается от ГП «Дельта-лоцман» соответствующим службам
морских портов, а также Военно-морских Сил и Пограничной службы Украины для
выполнения ими задач национальной безопасности.

     Мы  также  гордимся
своим новым флотом лоцманских катеров и, особенно, одним из самых мощных
буксиров в черноморском бассейне «Гайдамака».

     Много
сделано коллективом по расширению пропускных способностей
Бугско-лиманского канала (БДЛК). В результате, выполненных гидротехнических
работ, проходная осадка увеличилась с 9,8 м до 10,3 м. Реализация намеченных мероприятий по
обеспечению безопасности мореплавания и введение новых правил плавания судов
позволили обеспечить круглосуточное движение судов по  БДЛК.

     Третий  этап
становления предприятия начался  с выходом приказа Минтрассвязи
№312.  Подготовка и принятие этого  приказа была логичной с
точки зрения развития государственной системы безопасности мореплавания, но
вместе с тем  вызвала бурю недовольства со стороны руководства портов.
Оппонентами привлекать общественность для его отмены,  принимались попытки
не выполнения этого приказа и оспаривания в судебных инстанциях. Этот приказ
значительно расширил географию деятельности предприятия и превратил
региональное специализированное предприятие во всеукраинское.   И
снова, без права на остановку круглосуточной проводки судов, проводилась
реорганизация предприятия. В кратчайшие сроки необходимо было решать
вопросы  организационного и технического характера по передаче функций,
зданий, судов, оборудования и т.д.

     Одна  из
главных инициатив предприятия  – создание Глубоководного
суднового хода «Дунай – Черное море» еще не в полной мере выполнена. Виной тому
объективные и субъективные причины. Остановка проекта в 2005-2006 годах  и
концентрация усилий в основном на строительство ограждающей дамбы в 2008-2009
годах тормозит развитие украинского проекта.

       Предприятие должно и
дальше развиваться, как и наше государство. Эти предложения по реформированию
национальной системы обеспечения безопасности мореплавания подавались
руководству страны и Минтранссвязи. Необходимо снова сконцентрировать усилия
для становления Украины, как морской державы.

Президент Ассоциации лоцманов
Украины Виктор Бездольный