Кабмин откажется от болгарских паромов – «Укрферри» становится монополистом

2010-02-17 11:03:29

Правительство намерено расторгнуть трехсторонний договор между Грузией, Болгарией и Украиной о совместной эксплуатации железнодорожной паромной переправы. Это даст возможность одесской компании «Укрферри» взять на себя все грузопотоки, идущие в направлении Ильичевск — Поти/Батуми. В результате возникнет угроза монопольного завышения цен, однако лишь в краткосрочном периоде.


Законопроект о денонсации
международного соглашения между правительствами трех стран (подписано в 1999
г.) был зарегистрирован на сайте Верховной Рады в прошлую пятницу. Как
отмечается в объяснительной записке к документу, инициатива данного
законодательного демарша исходит от Кабмина, который ранее дал соответствующее
поручение Минтранссвязи. Однако истоки такого решения, очевидно, лежат ближе к
интересам одесской судоходной компании «Укрферри», которая не единожды заявляла
об утрате соглашением актуальности и обращалась в связи с этим к правительству
Украины.

Похоже, перевозчику удалось
убедить чиновников. «Положения трехстороннего соглашения на сегодняшний день
утратили эффективность, а потому возникла необходимость его денонсации»,—
комментируют в Минтранссвязи. Основным показателем неэффективности при этом называют
изменение соотношения грузопотоков на паромных линиях Ильичевск — Поти/Батуми и
Ильичевск — Варна. Согласно существующим договоренностям, эти маршруты
обслуживаются на паритетных основах украинской («Укрферри») и болгарской
(пароходство «Болгарский морской флот») компаниями.

Однако распределение грузопотоков
50/50 уже давно перестало устраивать «Укрферри», поскольку в последние годы
львиная их доля приходится именно на украинско-грузинское направление. «За 10
лет действия трехстороннего соглашения 93% всех грузов было перевезено между
Украиной и Грузией и лишь 7% — между Грузией и Болгарией»,— отмечает
пресс-секретарь «Укрферри» Александр Федоров. Доходы же от перевозок, как и
количество рейсов, распределяются поровну — 50/50. Кроме того, по данным Минтранса,
доля болгарско-грузинского направления в объемах перевозок имеет тенденцию к
ежегодному снижению, «что является следствием развития болгарской стороной
альтернативных перевозок из Болгарии в Грузию без использования общей линии».

В данный момент на маршруте
Ильичевск — Поти/Батуми, кроме украинских, работают еще два болгарских парома,
которые «Укрферри», собственно, и пытается вытеснить. Скорее всего,
катализатором конфликта между паромными перевозчиками стал финансовый кризис:
он ощутимо ударил по загрузке курсирующих на Черном море паромов.

По данным «Укрферри», в 2009 г.
компания перевезла почти в 2,5 раза меньше грузов, чем в 2008 г. В целом же
объем железнодорожно-паромных перевозок в черноморской акватории с участием
перевозчиков Украины и Болгарии в 2009 г. упал на 30%. Примечательно, что,
отмечают в «Укрферри», наибольшую устойчивость продемонстрировало плечо Украина
— Грузия,— падение грузопотоков здесь составило чуть более 20%. В таких
условиях данное направление стало одним из наиболее привлекательных для
компании, а доход с него достаточно весомым, чтобы за него побороться.

Опрошенные представители
транспортно-экспедиторских компаний опасаются: оставшись единственным паромным
перевозчиком между Украиной и Грузией, «Укрферри» получит возможность
устанавливать монопольно высокие тарифы на свои услуги. (Конфликт между
украинской и болгарской компаниями привел к тому, что последняя начала
привлекать клиентов скидками в размере до 10%, что было расценено партнером как
демпинг и нарушение «Инструкции о взаиморасчетах».) С другой стороны, загрузка
на линии будет оставаться невысокой не всегда, и с возвращением грузопотоков
этот рынок наверняка заинтересует других перевозчиков (ранее их появление
сдерживало присутствие мощного пула, лоббируемого несколькими государствами). Таким
образом, это создаст конкуренцию и подстегнет оператора маршрута к проведению
более лояльной тарифной политики.

Законопроект о денонсации
международного соглашения между правительствами трех стран (подписано в 1999
г.) был зарегистрирован на сайте Верховной Рады в прошлую пятницу. Как
отмечается в объяснительной записке к документу, инициатива данного
законодательного демарша исходит от Кабмина, который ранее дал соответствующее
поручение Минтранссвязи. Однако истоки такого решения, очевидно, лежат ближе к
интересам одесской судоходной компании «Укрферри», которая не единожды заявляла
об утрате соглашением актуальности и обращалась в связи с этим к правительству
Украины.

Похоже, перевозчику удалось
убедить чиновников. «Положения трехстороннего соглашения на сегодняшний день
утратили эффективность, а потому возникла необходимость его денонсации»,—
комментируют в Минтранссвязи. Основным показателем неэффективности при этом
называют изменение соотношения грузопотоков на паромных линиях Ильичевск —
Поти/Батуми и Ильичевск — Варна. Согласно существующим договоренностям, эти
маршруты обслуживаются на паритетных основах украинской («Укрферри») и
болгарской (пароходство «Болгарский морской флот») компаниями.

Однако распределение грузопотоков
50/50 уже давно перестало устраивать «Укрферри», поскольку в последние годы
львиная их доля приходится именно на украинско-грузинское направление. «За 10
лет действия трехстороннего соглашения 93% всех грузов было перевезено между
Украиной и Грузией и лишь 7% — между Грузией и Болгарией»,— отмечает
пресс-секретарь «Укрферри» Александр Федоров. Доходы же от перевозок, как и
количество рейсов, распределяются поровну — 50/50. Кроме того, по данным
Минтранса, доля болгарско-грузинского направления в объемах перевозок имеет
тенденцию к ежегодному снижению, «что является следствием развития болгарской
стороной альтернативных перевозок из Болгарии в Грузию без использования общей
линии».

Екатерина ГРЕБЕНИК, Экономические известия