Новые лицензионны условия Минитруда могут парализовать работу крюингов

2010-02-16 09:17:55

8 февраля 2010 года на сайте Министерства труда и социальной политики Украины опубликован проект новых лицензионных условий, регулирующих вопросы посредничества в трудоустройстве моряков за рубежом.


По мнению широкой морской
общественности, специалистов морского дела и руководителей крупных
посреднических предприятий по трудоустройству за рубежом вышеназванный проект,
если таковой обретет силу официального
документа, не только не поможет решить важнейшие проблемы, связанные с
трудоустройством, безопасностью работы моряков, социальными гарантиями, но разрушит систему посредничества как таковую.
А это обернется массовой безработицей наших соотечественников – представителей
морских специальностей, непредсказуемыми социальными последствиями.

Безусловно, нет никаких оснований
подозревать авторов проекта в «негативных устремлениях», напротив, думается,
они хотят, чтобы было как лучше, но, очевидно, это тот случай, когда может
получиться именно так, как говорил небезызвестный Виктор Степанович Черномырдин
в пору своего премьерства: хотели как лучше, а получилось, как всегда.

Некоторые пункты проекта, как
говорится, ни в какие ворота не лезут. К примеру, пункт 3.3.3. содержит
требование относительно наличия у лицензиата заверенной копии Коллективного
договора (соглашения), заключенного между иностранным работодателем и украинской профсоюзной организацией
(профобъединением), в котором, кроме всего прочего, предусмотрена обязанность иностранного работодателя
компенсировать наемному работнику ущерб «… за время пребывания в плену».

Нельзя не согласиться с тем, что
государство должно делать все возможное для защиты своих граждан, где бы они не
находились. Не секрет также тот факт, что с каждым годом, месяцем все больше
украинцев, работающих на судах под «удобным флагом», попадают в плен к
сомалийским пиратам. Однако, совершенно очевидно и другое: никакими изменениями
в Лицензионные условия проблему пиратства, которая носит общемировой,
глобальный характер, не решить. Проблему пиратства следует решать на самом
высоком международном уровне, к примеру, на уровне Совета Безопасности ООН. Но
пока у международного сообщества на фронте борьбы с пиратством успехов, мягко говоря, не очень много. А
одной Украине до решения этой проблемы, извините, как пешему до Луны. Пиратам,
извините, наплевать, какие мы законы напринимаем. Это их аппетиты не умерит. А
вот всякие некорректные требования к иностранным судовладельцам вполне могут
оставить наших моряков без работы. Иностранный судовладелец не будет писать
письма в украинские компетентные органы с просьбой разъяснить, что это за
требования в лицензионных условиях
записаны и насколько они корректны. Он вместо украинцев наберет на работу
филлипинцев – и будь здоров. И будут моряки из Юго-Восточной Азии работать даже
за меньшую зарплату – в условиях кризиса цена рабочей силы падает. Как
утверждают специалисты, сегодня из 274 посреднических предприятий,
расположенных в Одессе, многие прекращают свою деятельность, или работают
вполсилы – из-за отсутствия заказов от иностранных судовладельцев.

Кроме того, Закон Украины «О
лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» определяет, что
лицензированию подлежит хозяйственная деятельность по трудоустройству граждан
за границей, не разделяя их по профессиональному признаку. А пункт 3.3.3. четко
указывает на пребывание в плену. Это о ком же речь, разве не о моряках? Именно о них. Или авторы проекта пытаются
защитить от попадания в пиратский плен наших соотечественников, занятых в
Европе на сельхозработах?

Еще один момент. Как показывает
практика, международные страхователи, к услугам которых прибегает большинство
иностранных судовладельцев, нанимающих на свои суда украинских граждан, отказываются страховать риски судовладельцев
и экипажи судов от пиратских захватов. Ведь, с одной стороны, данный риск не
является форс-мажорным обстоятельством, а с другой не поддается какому-либо
страховому прогнозированию и исчислению, поскольку зона активных действий
морских разбойников не является определенным географическим понятием. Сегодня
пираты напали на судно в Аденском заливе, а завтра атакуют у западного
побережья Африки, в Юго-Восточной Азии, далее – везде.

К тому же на «подфлажных» судах
нередко работают интернациональные экипажи. Поэтому требовать, чтобы
коллективный договор защищал интересы всех моряков, но при этом отвечал
требованиям законодательства Украины, некорректно.

Если же в условиях кризиса
попытаться навязать иностранным судовладельцам дополнительную, не
предусмотренную нормами международного права финансовую ответственность перед
наемными работниками, процесс замены украинских «подфлажников» резко усилится и
вскоре станет необратимым. В этом случае Украина надолго, если не навсегда
потеряет свое место на международном морском рынке труда, а десятки тысяч наших
специалистов пополнят армию безработных. Потеряют свое значение или вовсе
закроются учебные заведения, тренажерные и медицинские центры, посреднические
предприятия. Одним словом, будет разрушена вся инфраструктура, которая
создавалась и развивалась годами.

Александр Кумайгородский, Газета
«Морская правда»