«Если порт Рени разделится на государственное и частное предприятие, то профсоюз будет действовать в обоих», – Б.Боровский

2010-02-15 10:36:08

“В Усть-Дунайском порту не смогли добиться выполнения коллективного договора. В результате администрация не повысила заработную плату. Здесь стали выплачивать ее всем одинаково, применив уравниловку.”


В Ренийском морском торговом порту постоянно действует школа профсоюзного актива.

Регулярно по четвергам в профкоме
собираются председатели цеховых профсоюзных организаций для того, чтобы
постигать методы работы по защите прав тружеников. Перед ними выступают юристы,
работники отдела труда и заработной платы. На занятиях они учатся правильно
вести делопроизводство, знакомятся с решениями выборных органов профсоюза.

На этот раз в занятии приняли
участие, можно сказать, провели его, специалисты Центрального совета Профсоюза
работников морского транспорта Украины: заместитель председателя ПРМТУ
Г.Кутянин, заведующий отделом социально-экономической и правовой работы
Б.Боровский, советник председателя по финансово-экономической деятельности
А.Поступайло и помощник председателя по координационной деятельности первичных
профорганизаций Т.Бондаренко.

В своем выступлении Г. Кутянин проинформировал о внеочередном VIII пленуме
Профсоюза работников морского транспорта Украины.

Он отметил, что был рассмотрен
вопрос об упорядочении профсоюзного бюджета. В частности, упразднен фонд
солидарности, на счет которого профсоюзные организации перечисляли 5% от
поступивших взносов.

Рассматривалась также конфликтная
ситуация между Дунайским пароходством и Министерством транспорта и связи,
вылившаяся в акции протеста дунайцев. Ее суть заключается в том, что
министерство не дает разрешения на списание устаревших судов, которые сегодня
пригодны только на металлолом. За счет их списания пароходство смогло
значительно поправить свое финансовое состояние. Профсоюз отрасли поддержал
требования дунайских моряков.

Георгий Евгеньевич сообщил также,
что утвержден Регламент ревизионной комиссии Профсоюза. На его основе будет
подготовлено типовое положение о ревизионных комиссиях для первичных
организаций. Разработан целый ряд методических рекомендаций по
делопроизводству, другим формам работы.

На пленуме рассмотрено также типовое
положение о профсоюзных организациях, разработанное на основе Закона Украины «О
профсоюзах». Оно будет окончательно утверждено на Президиуме и затем разослано
в первички.

Планируется также начать
подготовку проекта нового устава профсоюза. Ныне действующий не в достаточной
мере отражает требования сегодняшнего дня. За основу будет взят устав Федерации
профсоюзов. Отрабатываются также новая форма статотчетности, она будет
значительно упрощена. Профсоюзным активистам было интересно узнать, что в
дополнение к Украинской транспортной газете «Моряк» будет издаваться «Вестник
Профсоюза».

– Подготовка, заключение, а также
контроль выполнения коллективного договора – основа деятельности профсоюзной
организации, – отметил в своем выступлении Б.Боровский. – Без него невозможна
защита интересов работников предприятия.

Мы знаем, что в Ренийском порту
установлен неполный рабочий день. По согласованию администрации и профсоюза в
условиях кризиса и с целью сохранения трудового коллектива вы перешли на 80%
оплаты труда. Ваш профком демонстрирует самый правильный подход в работе – не
конфликтовать, а договариваться с администрацией.

Борис Петрович также отметил, что
на предприятии действует хороший колдоговор. Он порекомендовал его продлить,
чтобы не занижать установленную планку в условиях нынешнего кризиса. Если
экономическое положение станет лучше, тогда можно с его учетом разрабатывать
новое. Это поможет сохранить права работников предприятия.

Председатель ПРМТУ М. Киреев
инициировал переговоры с руководством министерства о заключении нового
отраслевого соглашения или продления действующего. Подписан протокол о
продлении соглашения на 2010 год – сообщил Б.Боровский.

Как известно, в портах созданы
частные стивидорные кампании. Такой опыт есть уже в Одессе, Ильичевске и
Николаеве. В этих условиях важнейшая задача профсоюзов – сохранить рабочие
места. В соответствии с Соглашением предусматривается целый ряд мер по
социальной защите тружеников, которые подлежат переводу в эти компании
обязывает работодателей предоставлять рабочие места.

– Если произойдет деление порта
на государственное и частное предприятие, что будет с профсоюзом? – этот вопрос
интересует слушателей школы.

– Наш профсоюз был и будет, –
говорит Борис Петрович. – Только нужно твердо помнить о том, что главная его
функция – защитная. Перед приездом в Рени мы побывали на бывшем Измаильском
судоремонтном заводе, сейчас он называется ОАО «Дунайсудоремонт». Там всегда
была первичная профсоюзная организация. С изменением названия и юридического
лица она должна была тоже своевременно перерегистрироваться. Но она этого не
сделала, поэтому не смогла заключить колдоговор с работодателем. Он заключил
его с представителем коллектива. В таких условиях профсоюзу трудно быть
защитником трудящихся.

А вот другой пример. В
Усть-Дунайском порту не смогли добиться выполнения коллективного договора. В
результате администрация не повысила заработную плату. Здесь стали выплачивать
ее всем одинаково, применив уравниловку.

Работниками были поданы иски на
неправомерные действия администрации. Суд принял решение – возместить всем
работникам недоплаченные суммы. Всего на погашение задолженности потребовалось
более 3 млн. грн. Этот случай в полной мере отражает несовершенство законов и
слабость государственной власти.

В настоящее время разрабатываются
условия конкурса на лучший коллективный договор. Понятно, что предприятия
отрасли находятся в неравных экономических условиях – одни процветают, другие
еле выживают. Поэтому условия конкурса будут отражать качественные показатели.
Кроме абсолютных победителей, будут определяться лучшие в нескольких
номинациях. Конкурс предусматривает заинтересовать работодателей и профкомы
поднять уровень колдговорной работы на более высокий уровень.

Выступивший на занятии
председатель профкома Ренийского морского торгового порта В. Лозовский отметил,
что в порту действует комиссия по колдоговору. В марте состоится конференция
трудового коллектива, на которой должно быть принято решение о пролонгировании
договора плюс некоторые дополнения. Профком делает все, чтобы в самых сложных
условиях сохранить достигнутые завоевания. Свое веское слово он сумел сказать и
во время утверждения устава предприятия, добиться включения в него пункта о том,
что профком является полномочным представителем коллектива и от его имени
заключает с администрацией коллективный договор.

Очередное занятие состоялось в
канун знаменательной даты – 65-летия со дня создания профсоюзной организации
порта. К этому событию подготовлены памятные сувениры, в том числе специальный
значок, которые от имени коллектива В. Лозовский вручил специалистам
Центрального совета ПРМТУ.

Нина СТОЙЛОВСКАЯ, Украинская
транспортная газета "Моряк"