Ввод новых перевалочных мощностей в России удешевит логистику зерноэкспорта в Азово-Черноморском регионе

2010-02-15 09:21:03

Исполнительный директор компании “СовЭкон” А. Сизов прогнозирует, что ввод новых зерноперевалочных мощностей в порту Туапсе обострит конкуренцию между глубоководными портами Черного моря и приведет к снижению цены перевалки.


Кроме того, по его мнению, с
вводом новых мощностей в глубоководном порту вырастет объем работы с крупными
судовыми партиями, что для трейдеров может означать снижение расходов на фрахт,
сообщает Коммерсант.

Напомним, что 8.02.2010 г. в
порту Туапсе был запущен в эксплуатацию перевалочный комплекс экспортных
зерновых культур мощностью 2,4 млн т в год.

Комплекс позволяет принимать
зерно с ж/д транспорта, очищать его, временно хранить и отгружать в морские
суда дедвейтом до 50 тыс. т. Вместимость зернохранилищ комплекса составляет 102
тыс. т.

Инвестиции ОАО "Туапсинский
морской торговый порт" (ТМТП) в проект составили 1,82 млрд руб., срок
окупаемости — 5 лет.

По словам А. Сизова, в настоящее
время дефицит экспортных перевалочных мощностей в Азово-Черноморском бассейне
характеризуется высокой ценой перевалки зерна в российских портах по сравнению
с украинскими. В российских портых тариф на перевалку 1 т зерна составляет
$20/т, в украинских — $15/т. Ввод новых мощностей в Туапсе обострит конкуренцию
между глубоководными портами и приведет к снижению цены перевалки", —
говорит он.

Руководитель службы по связям с
общественностью ОАО "Международная зерновая компания" считает, что в
ближайшее время не стоит ожидать кардинального снижения цены на перевалку по
сравнению с текущим сезоном. По его мнению, если урожай и экспортный потенциал
будут ниже, то снизится и цена перевалки, но менее чем на 20—30%. Это, скорее,
небольшая коррекция, утверждает Н. Демьянов.

По его мнению, проект ТМТП
частично покроет дефицит перевалочных мощностей, но полностью проблемы не
решит, так как нужен еще как минимум один глубоководный зерновой терминал в
России, по мощности сопоставимый с введенным в строй, чтобы планово выстраивать
логистику при движении зерна в порты.

По оценке аналитика компании
SeaNews Л. Аксеновой, суммарный объем отгрузки через глубоководные порты
Черного моря составит к 2011 г. 13 млн т с учетом запуска к этому сроку еще
одного терминала в Новороссийске (инвестор — компания "Дело",
мощность — 2,5 млн т). Он отмечает, что, с учетом амбициозных планов
"Объединенной зерновой компании“ нарастить экспорт до 37 млн т,
строительство новых мощностей — это логичный шаг.

А. Сизов, в свою очередь, не
уверен в устойчивости тренда на увеличение экспорта зерна и не разделяет
уверенность в том, что будет рост экспорта до 30—40 млн т. По его мнению, приоритетом
должно быть наращивание потребления зерна в РФ.