Таможни закрывают в украинских портах

2009-12-24 10:22:27

Грузоотправители, недовольные новым порядком таможенного оформления контейнеров в украинских портах, угрожают перенаправить грузопотоки на румынскую Констанцу. Таможенники полагают, что угроза преувеличена.



С начала декабря начали резко сокращаться объемы переработки контейнеров в Ильичевском порту. Многие суда-контейнеровозы, уже направлявшиеся в Ильичевск, переориентировались на Одессу. Но с 1 января и Одесский порт может потерять этот грузопоток, сообщает Укррудпром.

Дело в том, что еще 5 марта 2009 года Кабмин постановлением №279 внес изменения в порядок пропуска через госграницу транспортных средств и товаров. Этим документом, в частности, было предусмотрено, что “таможенное оформление товаров, которые перемещаются в контейнерах и оформляются для свободного оборота, осуществляется вне территории пунктов пропуска для морского сообщения, расположенных на территории портов”. Именно этот пункт должен вступить в силу с 1 января 2010 года, и соответственно оформление товаров в контейнерах должно осуществляться в зонах таможенного контроля грузовых таможенных комплексов, терминалов и т.п.

Напомним, что специализированные контейнерные терминалы действуют в Ильичевском и Одесском портах (обеспечивают 99% всего контейнерооборота страны). В частности, за десять месяцев 2009 года было переработано 420411 TEU (эквивалент 20-футового контейнера. — Ред.).

По информации транспортно-экспедиторских компаний, в Ильичевском порту это постановление было выполнено досрочно, и таможенное оформление контейнеров прекращено уже с 1 декабря. И теперь оформление производится на терминалах ЗАО “Ильичевсквнештранс”, ЗАО “АвтоЗАЗ”, ООО “Бонд”. На прошлой неделе представители судоходных и транспортно-экспедиторских компаний проинформировали администрацию Ильичевского МТП о сокращении грузопотока из-за возникших проблем с таможенным оформлением, что приводит к дополнительным расходам клиентов. Речь идет о расходах по доставке контейнера в зоны таможенного контроля за пределами порта, а затем возврат порожнего в порт, что фактически означает двойное оформление грузов (сначала в режиме предварительного декларирования, а затем повторный досмотр для таможенной очистки). А если груз предназначен для отправки по железной дороге, то после таможенной очистки его необходимо завезти обратно в порт и нести расходы на погрузку на железнодорожный транспорт. При нынешней стоимости переработки в порту одного контейнера $180—220 дополнительные расходы составят $150—200.

Как сообщили представители компаний-грузоотправителей, при нынешней схеме не выполняется целый ряд положений постановления КМУ от 02.04.2009 г. №320 “Об утверждении Порядка перемещения товаров в пунктах пропуска через государственную границу, расположенных на территории морских портов Украины, во время контейнерных перевозок в прямом смешанном сообщении”. Этим документом, в частности, предусмотрено, что оформление товаров производится по принципу “единого офиса” и круглосуточно. А таких возможностей на частных терминалах пока нет.

При этом представители контейнерного бизнеса заявляют, что будут вынуждены перенаправить грузопотоки через соседние страны, так как доставка через порты Румынии, а затем автотранспортом в Украину обойдется дешевле. Удивительно, конечно, что компании спохватились только сейчас, а не девять месяцев назад. Но в любом случае импортеры могут сегодня аргументировать повышение стоимости товаров именно изменением схемы таможенного оформления грузов.

Если угрозы будут исполнены, то ощутимые потери понесут порты, так как доля импорта в объемах переработки контейнеризированных грузов в морских портах Украины в 2008 году составляла 67%, а за десять месяцев 2009 года — 47%. Изначально идея осуществлять таможенное оформление импортных грузов в контейнерах за пределами портов возникла из-за необходимости разгрузить контейнерные терминалы, складские площади и ускорить обработку судов в условиях постоянно возраставшего в последние годы контейнерного грузопотока (на 30—40% в год). Но речь не шла о том, чтобы производить оформление только на частных терминалах. Предполагалось, что в документе будет формулировка “в том числе”, что дало бы право выбора места оформления грузов самим грузовладельцам.

В Гостаможслужбе сообщили, что их ведомство непричастно к возникшей ситуации. Как сообщил директор департамента организации таможенного контроля ГТСУ Анатолий Сербайло: “Постановление Кабмина №279 Гостаможслужба не готовила. Насколько нам известно, это инициатива Госкомпредпринимательства и Минтранссвязи. Если Минтранссвязи подготовит изменения в этот документ в части возможности оформления товаров как в порту, так и на терминалах за пределами портов, мы их поддержим”. Он также опроверг информацию о прекращении таможенного оформления с 1 декабря в Ильичевском порту. При этом отметил, что в Ильичевске не может возникнуть особых проблем, так как возле порта работают три терминала, на которых можно оформлять импортные грузы в контейнерах. Чего не скажешь об Одесском порте, возле которого терминал (так называемый сухой порт) еще не построен. “В любом случае, я уверен, что эта проблема будет урегулирована, и после 1 января украинские порты не потеряют этот грузопоток”, — отметил Анатолий Сербайло.