Керченские морские предприятия готовы развиваться, однако им мешают чиновники

2009-12-07 18:01:23

Несмотря на экономические трудности, морские транспортные предприятия Керчи продолжают работать. Торговому порту и переправам удаётся избегать долгов по отчислениям в бюджет и зарплатам. Более того, они готовы вкладывать миллионы в своё дальнейшее развитие, а значит, и в развитие Керчи и Крыма в целом. Однако получить разрешение на это киевских чиновников руководство предприятий пока не может. Просьбы либо игнорируются, либо следует стандартный ответ: в стране кризис, не до строек!


 Керченский морской узел в советские времена был мощным транспортным центром
на Чёрном море, через него шли огромные грузопотоки и переправлялись десятки
тысяч пассажиров. Сегодня узел состоит из трёх предприятий: Керченского
морского торгового порта, Керченской паромной переправы и частного предприятия
«ТИС-Крым».


В этом году в Керченском порту открылся и заработал паромный комплекс,
соединивший Керчь с портами Грузии – Поти и Батуми, в марте началась перевозка
железнодорожных составов, в сентябре открылся автомобильный пункт пропуска.
Сейчас порт ведёт переговоры с российской стороной, администрацией портов
«Темрюк» и «Кавказ» об открытии регулярных линий пассажирского сообщения.


Пока основным видом деятельности порта является переработка грузов – до 2,6
миллиона тонн в год. Предприятие могло бы принять и больше, но не позволяет
территория, сообщает «Крымская
правда»
.


– К сожалению, порт находится в центре города, всё вокруг застроено жилыми
массивами, и расширение его на данный момент невозможно, – утверждает начальник
Керченского морского торгового порта Александр Котовский. – Мы не можем
развиваться дальше, поэтому наши специалисты разработали проект развития порта
в море.


Предлагается расширить и удлинить старый портовый мол на сто восемьдесят метров,
что позволит создать дополнительно 23,5 тысячи квадратных метров складских
помещений. «Для генеральных грузов это даст шестьсот тысяч тонн дополнительно,
для навалочных – около миллиона тонн», – уверен Котовский. Также портовики
хотят построить новый широкий мол. В результате грузооборот увеличится ещё на
два миллиона тонн в год. Приблизительная стоимость этих двух проектов –
восемьсот миллионов гривен, срок окупаемости – семь-восемь лет.


Руководство морпорта обращалось в Керченский горсовет с просьбой решить
земельный вопрос, однако все обращения остались без ответа. Члены постоянной
комиссии Верховного Совета АРК по промышленности, строительству, транспорту,
связи и топливно-энергетическому комплексу на заседании, состоявшемся на
прошлой неделе, решили обратиться к керченским властям с просьбой
зарезервировать для предприятия территории в районе бывших шламохранилищ
железорудного комбината, «чтобы не получилось так, что там построят несколько
дачных домиков и скажут, что земля занята, а порту развиваться будет некуда».


Пока чиновники думают, куда развиваться морпорту и давать ли ему такую
возможность, предприятие само ищет возможности для роста. Вместе с инвестором
порт взял в аренду один из бывших приморских заводов, отремонтировал причалы,
подвёл железнодорожные пути и планирует строить комплекс по переработке пятисот
тысяч тонн светлых нефтепродуктов и более миллиона тонн сжиженного газа в год.


Нелёгкие времена пришлось пережить и Керченской паромной переправе. До 1987
года предприятие перевозило через пролив пассажирские и грузовые
железнодорожные вагоны, автотранспорт, пассажиров. «В 1987 году перевозка
пассажирских вагонов была прекращена по причине старения флота, и после всех
известных событий с 90-го года мы перестали перевозить и железнодорожные
вагоны», – рассказал нам начальник службы грузопассажирских перевозок
судоходной компании «Керченская паромная переправа» Владимир Савотин. Сейчас
предприятие перевозит автотранспорт, пассажиров и грузы. Содержание двух
неработающих судов, которым более тридцати лет, обходится в миллион гривен в
год, но избавиться от этого балласта не разрешает Министерство транспорта и
связи Украины. При этом помогать с ремонтом паромов ведомство тоже не
собирается.


Вместе с тем, если в ремонт одного из судов – парома-ледокола «Керченский-1» –
вложить семь-восемь миллионов гривен, его можно использовать в Керченском
проливе как буксир или пожарное судно. «Частные компании интересуются, но им
государственное имущество отдавать не хотят», – рассказал Савотин. Пока чиновники
решают, что делать с паромом, он окончательно придёт в негодность и станет
грудой металлолома.


Ещё одна проблема, которую переправе не удаётся решить без участия Министерства
транспорта и связи Украины: обустройство пункта пропуска через границу Украины.
Государство практически не выделяет средств на его содержание, но не позволяет
участвовать в этом и инвесторам. Более трёх лет назад российские инвесторы
железнодорожной переправы «ТИС-Крым» предложили построить современный комплекс
пункта пропуска «Крым». Стоимость проекта составляла пять миллионов гривен.
Конечно, россияне не собирались просто так подарить этот комплекс Украине. И
хотя у них были вполне приемлемые, по мнению руководства переправы, условия,
договориться с Минтрансом не получилось.


Переправа вынуждена ежегодно вкладывать десятки тысяч гривен в ремонт пункта
пропуска, построить же новый комплекс ей по-прежнему не дают.В следующем году
компания планирует потратить 3,5 миллиона гривен собственных средств на
реконструкцию зала ожидания, чтобы выполнить госпрограмму, которая
предусматривает обустройство до 2015 года пунктов пропуска по европейским
стандартам.


– Но мы получили отказ в Минтрансе, поскольку на период кризиса, как нам
сказали, на капитальное строительство наложили вето, – посетовал Савотин. – С
другой стороны, если не обновить флот переправы, то и новый пункт пропуска не
потребуется – плавать будет не на чем. Но этот вопрос тоже нужно решать на
уровне руководства страны, которому в последнее время совсем не до этого –
выборы на носу.