2009-12-01 09:04:13
27 ноября 2009 г. «Укрзализныця» проинформировала экспедиторские компании о том, что «расчеты по договорам «Об организации перевозок грузов железными дорогами Украины на 2010 фрахтовый год будут осуществляться в долларах США».
В
Ассоциации международных экспедиторов
Украины (АМЭУ) считают, что эта мера
является игнорированием интересов
основных поставщиков объемов транзитных
перевозок – национальных экспедиторов
в пользу зарубежных, передает Транспортный
бизнес.
Изменение
условий подписания договоров на
транзитные перевозки заключается не
только в переходе на расчеты в долларах
США. Кроме этого, «Укрзализныця» хочет,
чтобы экспедиторы обеспечивали
«постоянное наличие предоплаты в размере
35% среднемесячной суммы платежей по
счетам, предъявленным ГП «Украинский
Государственный расчетный центр
международных перевозок» УЗ к уплате
за предыдущие три месяца».
Железнодорожный
монополист также требует «договор
транспортного экспедирования (договор
комиссии) с нерезидентом Украины». То
есть, фактически украинские экспедиторы
должны предоставить базу своих клиентов,
что является коммерческой тайной по
определению.
Но
главной проблемой все же является
требование о переходе на расчеты в
доллары США, по сути, это нарушение
украинского законодательства. Так
Гражданский кодекс определяет, что
расчеты между резидентами Украины
должны осуществляться в гривне.
Использование иностранной валюты, при
осуществлении расчетов на территории
Украины, по общим правилам запрещается.
То есть, для реализации этих требований
«Укрзализныця» и экспедиторские компании
должны иметь индивидуальные лицензии
НБУ.
Непонятен
также механизм валютного контроля со
стороны банков, которые будут обслуживать
такие платежи, а именно какие документы
необходимо предоставить банку,
обслуживающему «Укрзализныцю», поскольку
валютная выручка поступает на счета
экспедиторов по внешнеэкономическим
контрактам. По логике вещей, для получения
платежей в валюте УЗ также должна
подписать внешнеэкономические контракты.
Но в отношении подписания таких договоров
с экспедиторами-резидентами само понятие
«внешнеэкономический контракт» выглядит,
мягко говоря, странно.