2009-11-27 17:16:36
В рамках 5-го заседания Комитета по вопросам экономического сотрудничества, проведенного в Ялте под председательством глав правительств России и Украины было принято решение совместно развивать судостроение.
Как сообщалось ранее, Украина и Россия выработают меморандум, касающийся двустороннего сотрудничества в сфере судостроения «О сотрудничестве в области судостроительной промышленности».
Поручение о
подготовке проекта
меморандума адресовано, с украинской стороны, министерству промышленной
политики Украины, с российской – министерству промышленности и торговли
России.
Как указывает Минпромполитки Украины, меморандум дополнит собой
рамочные
соглашения, закрепленные в уже действующем двустороннем
межправительственном
соглашении о производственной кооперации.
Подготовку проекта
Меморандума берет на себя Ассоциация судостроителей Украины
«Укрсудпром».
Как сообщил нашему
изданию первый
вице-президент ассоциации В.Лисицкий, инициатива по разработке этого
меморандума принадлежит ассоциации «Укрсудпром» (соответствующее письмо
было
направлено Премьер-министру Ю.Тимошенко 10 августа 2009 года), на
членов
ассоциации также ложится разработка меморандума для дальнейшего
согласования с
Российской стороной.
Разработка
документа займет
несколько месяцев. Но уже сегодня Виктор Лисицкий уверен, что в основе
документа должны быть заложены такие мероприятия, как принятие
регуляторных
условий строительства судов для России:
- По снижению до
уровня рыночной строительной стоимости судов - По ускоренному
восстановлению трудовых коллективов - По реконструкции
и модернизации имеющихся верфей
Сегодня до конца не
понятно, с
помощью каких механизмов возможно реализовать будущие положения
меморандума –
будут ли это постановления Кабмина, решения Верховной Рады или
межправительственные соглашения.
Пункт 1
приведенного выше списка
мер подразумевает снижение ряда пошлин на ввоз комплектующих для
строительства
судов, возможно, отмену НДС. Решение этого вопроса возможно только на
законодательном уровне, причем, как показал опыт 2008 года, принятием
одного
закона ограничится не выйдет. Нужно вносить изменения в несколько
Кодексов.
Пункт 2 возможен
только после
выполнения пункта 1, поскольку сегодня только несколько
судостроительных
предприятий Украины достаточно загружены заказами, чтобы сохранить
коллективы.
Восстановить же коллективы возможно только под выполнение достаточно
крупных
заказов.
Пункт 3 может
относится только к
государственным предприятиям, поскольку власть вряд ли сможет реально
влиять на
программы модернизации предприятий не государственной формы
собственности.
Наиболее серьезная модернизация требуется, прежде всего, ГП «Завод
имени 61
коммунара», но пока государство даже не может сформулировать
производственные
задачи для этого предприятия, а значит, не может определить и
направление
модернизации.
Это подводит нас к
тому, что реальное
сотрудничество между Украиной и Россией в сфере судостроения возможно
на основе
создания консорциума в котором будут задействованы предприятия прежде
всего
государственной собственности. Речь не идет о сотрудничестве в сфере
ВПК – вряд
ли нашим странам удастся полностью восстановить кооперацию в решении
этих
задач. Но вполне достижимым представляется сотрудничество в сфере
восстановления
торгового и рыболовецкого флотов.
Поиск работающих
механизмов,
которые бы позволили эффективно работать Украине и России в сфере
судостроения
это сегодня основная задача для власти, такой механизм придумать
сложно, но
необходимо.
Как сказал
В.Лисицкий комментируя
этот вопрос: «Нужно быть врагом Украины, чтобы не найти взаимовыгодную
форму
сотрудничества».
А.Диордиев