Результаты совещания начальников портов с Премьер-министром Ю. Тимошенко воплощаются в жизнь

2009-11-26 09:50:33

Подробней об экономических и правовых изменениях в морехозяйственной отрасли Морским бизнес-новостям Украины рассказал заместитель начальника ГП «Николаевский морской торговый порт» Сергей Борисович Савинков.


Какие
решения приняты после совещания с премьер-министром Украины Юлией Тимошенко 19
сентября 2009 г.?

С. Савинков: В результате этого совещания были приняты ряд
решений. К наиболее важным я бы отнес решение
о снижении канального сбора на 15%. 7 октября правительство приняло
постановление №1215 согласно которому канальный сбор снижен для судов,
заходящих в Николаевский, Херсонский, Октябрьский морские торговые порты. А
также для судов, заходящих к причалам других субъектов хозяйственной деятельности,
находящихся в зоне ответственности указанных портов.

Какие
экономические обоснования легли в основу принятия данного решения? Просчитывали
ли вы, сколько новых грузов, благодаря
этому получит Николаевский порт?

С. Савинков: Сегодня стоит
говорить не только о привлечении новых грузопотоков, а и об удержании старых.

Мировой экономический
кризис сильно сократил внешнеторговые отношения. В тоже время, ужесточилась
борьба за сохранившиеся грузопотоки. Нам приходится конкурировать и с румынской
Констанцей, и с Россией, и с нашими ближайшими соседями – портами «Большой
Одессы». В то же время с оживлением мировой экономики, мы, в результате этого
решения, можем рассчитывать на увеличение грузопотоков.

Николаевский порт вносил
предложение и об отмене ледового сбора. Это позволит повысить конкурентоспособность
портов Днепровско-Бугского морского региона в осенне-зимний период. Это важно, так как в
это время традиционно намечается некоторое сезонное уменьшение перевалки грузов.
На данный момент этот вопрос находится на стадии рассмотрения, и мы настроены оптимистически.

НМТП активно привлекает инвесторов для своего развития. Как влияет нормативная деятельность Кабмина на этот
процесс?

С. Савинков: В этом
направлении Кабмином сделаны определенные позитивные шаги. К примеру,
значительно облегчен порядок списания полностью амортизированных объектов государственной собственности. На
период кризиса Распоряжением премьера снижены платежи за аренду имущества.

Мы считаем, что на привлечение инвестиций благотворно
повлияет упрощение системы проведения инвестиционных аукционов.

Хочу отметить, что
руководство и специалисты Николаевского порта активно принимают участие в
подготовке многих нормативно-правовых документов. В том числе начальником порта
активно поддерживается предложение о перечислении части налога на прибыль в
городской бюджет. Особо хочу подчеркнуть актуальность принятого Кабминетом
министров Распоряжения от 07.10.2009 №1395 – р под названием «Некоторые вопросы
распоряжения земельными участками водного фонда». Этот документ лишний раз
подтверждает позицию правительства о недопущении передачи государственной
акватории и земель водного фонда в частные руки.

Как
повлияет на инвестиционную деятельность изъятие из портов чистой прибыли? Ведь,
как мы сообщали, Кабинет министров направил в порты проекты распоряжений "Об оплате
дополнительной части чистой прибыли в общий бюджет Украины". Проекты
распоряжений получили все порты.

С. Савинков: Мы очень
надеемся, что данное решение не будет принято. Это надежды и самих портов, и Министерства
транспорта и связи. Хочется верить, что правительство прислушается к нашей позиции. В случае
же принятия этого распоряжения, его последствия могут оказаться катастрофическими.

Насколько
нам известно, приняты решения и в сфере обеспечения безопасности судоходства?

Сергей Савинков: Да. Принято
«Положение о Государственной системе управления безопасностью судоходства».
Таким образом, отрасль морского и речного транспорта Украины получила
фундаментальный документ в сфере безопасности судоходства. Хочу обратить
внимание, что в этом документе морской порт объявлен субъектом управления
безопасностью судоходства. А согласно
пункту 6 этого документа, субъекты системы управления должны принимать меры для
предотвращения негативного влияния на систему деятельности субъектов
хозяйствования, а именно такой, которая направлена только на получение прибыли.

Недавно
в СМИ развернулась дискуссия по некоторым аспектам безопасности судоходства в
Бугско-Депровско-лиманском канале в
связи с решением капитана НМТП Павла Рябчикова о запрете на
проход судна Preventer к причалу СП «Нибулон». Каково Ваше мнение по данному вопросу?
Как Вы можете прокомментировать недавнюю статью в газете «Наш город» «Николаевский морпорт с подачи Минтранса
рейдерски атакует «Нибулон», в частности изложенный в ней пассаж про баржу?

С. Савинков: То, что
сейчас происходит в СМИ нельзя назвать дискуссией. Это скорее оголтелая,
дорогостоящая и тщательно спланированная кампания, направленная на одно –
разрушение системы безопасности плавания в регионе. Собственно, что приоритетней – безопасность судоходства или рискованные авантюры,
сулящие коммерческую выгоду? Коммерческая структура не желает подчиняться общим
правилам судоходства, и пытается втиснуть к причалу судно почти в полтора раза
превышающее разрешенные размерения. Это не просто опасно, это может навредить
самому Нибулону. Ведь если судно разломится в канале, Нибулон действительно
остановится. А виноват будет опять капитан порта! В это грязным образом
вовлекают Президента, Премьер–министра, СБУ, Генеральную прокуратуру, ссылаются
на Организацию Объединенных Наций и голодающую Эфиопию.

Всем понятно то, что
приоритетом является именно безопасность судоходства.

Решение капитана порта
Рябчикова рассматривала специальная комиссия Департамента морского и речного
транспорта и признала его обоснованным и
правомерным, о чем первый заместитель министра транспорта и связи Шевченко
письменно доложил Президенту Украины.

Пресс-служба «Нибулона»
называет капитана порта рядовым чиновником – марионеткой, оставим это на их
совести. Капитан порта – абсолютно
независимая фигура, которой посвящен 2-й раздел «Кодекса торгового мореплавания
Украины». Он назначается, как и начальник порта приказом министра транспорта и
связи. Однако он работает не по контракту, что делает капитана более свободным в принятии решений. Его
забота одна – безопасность мореплавания, и его решения может отменить только
министр. Эта норма принята не случайно. Она делает его независимым от местного
произвола, который мы наблюдаем в ситуации с судном “PREVENTER”.

Что касается статьи в
газете «Наш город», то, к сожалению, я нашел там только два правдивых момента:
это точная цитата пролетарского поэта В.Маяковского и заявление г-на
Вадатурского о том, что он не является капитаном. Да, для этого нужен
специальный диплом. Поэтому, изложенный в этой статье пассаж о том, что
«возможно, умышленно какую-то баржу высыпали после выполнения дноуглубительных
работ» (на 1-м колене канала акватории НМТП прим.редакции), я комментировать
не буду, поскольку для понимания этих заявлений тоже нужен специальный диплом,
только медицинский.

Правда состоит в том, что портом в настоящее
время выполняются дноуглубительные работы на 1-м колене акватории НМТП (подходящем
к Нибулону) общей сметной стоимостью 26,3 млн. грн.. из которых уже освоено 5
млн. грн.

Как гражданин Украины я хочу отметить, что ничего не имею против
международной торговли папы Вадатурского с сыном Вадатурским, но мне не
безразлично, на счетах какой страны оседает маржа при продаже ячменя на
условиях FOB по цене 117 $ за тонну, и в бюджеты какой страны уплачиваются
налоги. Впрочем, я не удивлюсь, если кто-то в ближайшее время получит звание заслуженного работника
Швейцарской Конфедерации.

На
данный момент идет судебный процесс. Он сможет расставить все на свои места?

С. Савинков: По крайней
мере, мы на это надеемся. Мы верим в то, что суд будет судить, а не колядовать.
Однако настораживает тот факт, что суд отклоняет все наши ходатайства, а их
было 12.

«Нибулон»
заявляет о своей упущенной коммерческой
выгоде. По словам зернотрейдера, из-за решения капитана порта работа
предприятия полностью парализована.

С. Савинков: Данный
аргумент полностью не соответствует действительности.

Во-первых, порт не парализовал
отгрузку зерна. Она идет полным ходом! С 01.10.2009 по 20.11. 2009 на ООО СП
«Нибулон» на 33 судна загружено 578 879,471 тонн груза, в том числе с причала
527 225,572 тонн и на рейде 51 653,899 тонн.

Почти 600 000 т – это
отнюдь не похоже на паралич. В настоящий момент на баржах «Нибулона» нахоятся
18,3 тыс. тонн зерна, и судно может начать грузиться.

Во-вторых, не правдой
является то, что контракт с Nibolon S.A. не выполняется. У нас есть
информация, что ООО СП «Нибулон» уже начало фактическую отгрузку ячменя по
этому контракту. Того самого ячменя, за которым, якобы, и пришел Preventer. В частности,
на Израиль ушло судно Murvett Anna с грузом именно по данному договору. Просто–напросто
контрактом предусмотрено, что «Нибулон» может перевезти указанные 65 тыс. т
ячменя не одной, а несколькими (хватило бы 2-х) партиями на судах меньшего
размера, что сейчас и делается фактически.

Таким образом, вне зависимости
от решения Рябчикова, контракт выполняется. А парализовать работу Нибулона
может как раз попытка провести судно к причалу.

Какова,
в таком случае цель «Нибуона»?

С. Савинков: Я считаю, что
они преследуют далеко идущие цели. Дело вовсе не в этом судне. А в системе
принятия решений. «Нибулон» хочет вывести из-под государственного надзора
акваторию и самостоятельно ею распоряжаться. Это абсолютно недопустимо и противоречит
законодательству Украины, в том числе – Конституции.

Экономической
деятельностью могут заниматься и государственные и частные предприятия. Но обеспечение
безопасности судоходства – это международное обязательство государства Украина.
А главное, мне кажется, основная конечная цель руководства ООО СП «Нибулон» –
это перераспределить портовые сборы,
которые взимает государственный
морской порт, в карман коммерческой структуры. А это многие миллионы долларов.