Прогноз дефицит семян подсолнечника привел к резкому увеличению его экспорта из Украины

2009-11-18 14:10:02

В ноябре аналитики аграрного рынка пришли к выводу, что в сезоне 2009/2010 на мировом рынке будет ощущаться дефицит семян подсолнечника. Эта информация стала основным фактором роста цен на подсолнечное масло на мировых рынках и привела к резкому увеличению его экспорта из Украины. А аналитики и участники рынка заговорили о грядущем подорожании растительного масла.



Дефицитная семечка

В нынешнем маркетинговом году
(м.г.; сезон с 1 сентября по 31 августа) в мире прогнозируется дефицит семян
подсолнечника. Это произойдет из-за уменьшения площадей под посевы и снижения
урожайности в основных странах-производителях подсолнечника – Украине и России,
а также засухи в Аргентине.

По данным агентства
"Украгроконсалт", в Украине урожай будет приблизительно на 500 тыс. т
меньше показателя прошлого года – 6,4 млн т; в России – на 500 тыс. т меньше –
6,5 млн т; в Аргентине, по оценке министерства сельского хозяйства США, на 200
тыс. т меньше – 2,9 млн т (наименьший показатель за последние 20 лет). В
результате, по оценкам "Бунге Украина", объем предложения
подсолнечника на мировом рынке в нынешнем м.г. составит 31,2 млн т – на 2,8 млн
т меньше, чем в предыдущем сезоне, что является наименьшим показателем за
последние пять лет.

По оценкам министерства сельского
хозяйства США, в 2009/10 маркетинговом году в Украине будет произведено 2,32
млн т подсолнечного масла против 2,51 млн т в прошлом м.г. В Аргентине объем
производства масла составит 1,41 млн т против 1,45 млн т в 2008/09 м.г. В
аналитическом отчете агентства Oil World говорится, что из-за снижения объемов
урожая подсолнечника в течение ближайших 3-8 месяцев цены на подсолнечное масло
могут вырасти на $120-150/т с нынешних $780/т.

Мировая конъюнктура уже повлияла
на украинский рынок. В сентябре-октябре из страны вывозились рекордные объемы
масла, которые превышали месячные объемы его производства, отмечает аналитик
компании "Украгроконсалт" Юлия Гаркавенко. "Если в прошлом
маркетинговом году цены на масло начали расти только в марте, то в нынешнем –
намного раньше. Уже сейчас стоимость одной тонны подсолнечного масла,
поставляемого на экспорт из Украины, в среднем на $50 больше, чем годом
ранее",- говорит Гаркавенко.

Высокие цены способствуют
сохранению высокой привлекательности бизнеса по экспорту масла. Даже несмотря
на низкий урожай, в этом году будет экспортировано не менее 1,9 млн т масла,
всего на 200 тыс т меньше, чем в прошлом году, прогнозируют в консалтинговом
агентстве "АПК-Информ". А это в свою очередь будет еще больше
увеличивать конкуренцию среди экспортеров. Так, по словам председателя
правления "Креатив групп" Юрия Давыдова, в расширении направления
экспорта подсолнечного масла заинтересованы компания Glencore (один из крупнейших
экспортеров зерновых в Украине) и американская ADM. Выход таких игроков станет
дополнительным фактором для роста спроса на масло и цен на него.

Страсть к переработке

Спрос на семена подсолнечника в
Украине будет подогреваться еще и благодаря прогнозируемому увеличению
мощностей по производству растительного масла. По данным Минагрополитики, на 1
сентября мощности предприятий страны по переработке масличных культур
составляли 8,25 млн т в год, но уже в 2010 году за счет реконструкции и
строительства новых маслоэкстракционных заводов они достигнут 10 млн т в год.
Отметим, что суммарная мощность маслоэкстракционных предприятий в России
составляет 12 млн т в год, в Евросоюзе – 36 млн т в год, в Аргентине – 50 млн т
в год. При этом средний показатель загрузки предприятий в Украине даже в этом
году не превысит 70%, отмечают в "Украгроконсалте".

Увеличить загрузку можно будет
лишь в случае увеличения урожая подсолнечника. Но Украина ограничивает площадь
посевов под эту культуру из-за того, что она истощает почву. Поэтому
экстенсивного роста в этой отрасли произойти не может. Рост возможен лишь за
счет увеличения урожайности культуры. Но это требует дополнительных затрат, к
которым аграрии пока не готовы, поскольку их устраивает нынешняя ситуация.
"Уже в январе-феврале можно ожидать повышения цен на подсолнечник в
Украине до 3 тыс. грн/т с нынешних 2,45-2,5 тыс. грн/т",- считает госпожа
Гаркавенко. При цене 3 тыс. грн/т чистая прибыль на гектар культуры в среднем
составит 1,6-1,7 тыс. грн/т. Это в 3-4 раза выше прибыли, которую можно
получить, выращивая кукурузу, и значительно выше рентабельности ячменя.

Подорожание у ворот

В сложившейся на масличном рынке
ситуации следует ожидать очевидного – роста цен на растительное масло и в опте,
и в рознице. Повышение закупочных цен на подсолнечник в Украине приведет к
увеличению себестоимости производства бутилированного масла, говорят в
пресс-службе "Бунге Украина" (ТМ "Олейна"): "На
внутреннем рынке сохраняется потенциал для роста цен на подсолнечное масло.
Ценовая политика ‘Бунге Украина’ будет зависеть от рыночной конъюнктуры".
Юрий Давыдов из "Креатив групп" рассказывает: "В октябре мы
закупали семена подсолнечника по 2,55 тыс. грн/т. В этом месяце цена уже
выросла до 2,75 тыс. грн/т. Соответственно, в декабре мы планируем повысить
отпускную цену на масло на 200-220 грн/т. При повышении даже на 220 грн (с
учетом 15-процентной наценки в рознице) его цена вырастет на 280-300 грн за
1000 бутылок в рознице. Далее, до апреля, мы прогнозируем, что оптовые и
розничные цены будут повышаться на 5-8% ежемесячно".

В ситуации, когда рыночных
предпосылок для сохранения цен нет, сдержать их рост может лишь
госрегулирование. Напомним, в прошлом году правительству удалось снизить цены с
помощью штрафов. Но участники рынка надеются, что в этом году все будет иначе.
Ситуация нынешнего года отличается от прошлогодней, подчеркивают в "Бунге
Украина": "В прошлом м.г. подсолнечное масло было недооценено по
сравнению с другими видами масел из-за рекордных урожаев в Украине и России.
Сейчас происходит логичная корректировка цены".

"Мы можем сделать наценку не
более 10%"

Игорь Новоставский, директор по
торговле компании "Евротэк"

– Ожидаете ли вы повышения
розничных цен на подсолнечное масло?

– Пока ни один из производителей,
с которыми работают наши розничные сети, не сообщал о готовящемся повышении
цен. Но проанализировав рыночную ситуацию, с вероятностью 60-70% можно сказать,
что в декабре начнется рост розничных цен. Однако насколько они могут
увеличиться, сейчас прогнозировать сложно.

– Ваши сети – "Арсен",
"Фреш", "Квартал", "Союз" – готовятся к
подорожанию?

– Мы думаем о том, чтобы провести
ряд акций, которые бы позволили потребителям запастись подсолнечным маслом. В
магазинах у дома мы будем стимулировать продажи локальных, а в магазинах более
крупных форматов – национальных марок. Мы также ведем переговоры о начале
производства масла под private label.

– В 2007/08 маркетинговом году,
когда вы еще занимались производством масла, произошел рост мировых цен на
него. Как это сказалось на вашей компании?

– Мы тогда были по другую сторону
баррикад – производили масло ТМ "Стожар". К дефициту мы подготовились
– благодаря тому, что у нас были собственные мощные элеваторы, мы смогли
сформировать значительные запасы семян подсолнечника. Кроме того, в тот период
мы начинали строить свою систему дистрибуции и к началу подорожания накопили
достаточные складские запасы масла. Это позволило нам не повышать цену и даже
зайти в те розничные сети, где наша продукция не была представлена. Наша
рыночная доля в тот год увеличилась примерно на 5% в натуральном выражении.

– Рост мировых цен в этом году –
это еще один шанс для производителей?

– Периоды повышения цен на масло
– это всегда хороший шанс для продвижения локальных торговых марок и их
производителей. Их преимущество в том, что они работают в более низких ценовых
сегментах, которые в периоды подорожания пользуются наибольшим спросом. Но все
зависит от запасов семян подсолнечника, которые производителям удастся
сформировать ко времени повышения, а также цены, по которой они их купили. Некоторые
локальные производители в период ажиотажа на подсолнечник и резкого повышения
цен на него даже останавливают производство.

– Рассчитываете ли вы как
ритейлер выиграть от подорожания масла в этом году?

Нет, потому что государство
жестко контролирует торговлю этим продуктом, устанавливая предельную наценку.
Цена в основном формируется производителем, а мы можем сделать наценку не более
10%, хотя торговые затраты составляют около 12%, таким образом, сеть теряет
около 2%. Но этот продукт важен, и мы должны им торговать. Перед повышением цен
население, как правило, закупает масло впрок. Поэтому во время подорожания
2007/08 маркетингового года объем продаж масла на внутреннем рынке на несколько
месяцев упал почти на 30%. Но затем, когда потребители привыкли к более высокой
цене, а сделанные ими ранее запасы закончились, они начал покупать масло по
новой цене.

"Через украинские мощности
можно переваливать 2,5 млн тонн масла в год"

Сергей Наливка, директор
консалтингового агентства AAA

– В прошлом маркетинговом году из
Украины был экспортирован рекордный объем подсолнечного масла – 2,1 млн т. Была
ли готова к этому инфраструктура?

– Безусловно. Потенциально через
украинские мощности можно переваливать 2,5 млн т масла в год.

– Выгодно ли заниматься
перевалкой масла?

– Практически все крупные
экспортные наливные терминалы в Украине контролируются крупными производителями
масла. Если бы операторы перевалки были независимыми, им пришлось бы работать с
узким пулом крупнейших производителей масла, которые, имея большую долю в
экспорте, добивались бы от них значительных уступок.

– Насколько снижаются затраты
благодаря собственным мощностям?

– Как правило, затраты на
доставку масла с завода-изготовителя до борта судна составляют от 40% до 70%
экспортной цены. Прибыль компаний, которые сами контролируют логистику и
перевалку, приблизительно на 30% больше, чем у тех, кто лишен такой
возможности.

– Предоставлять услуги по
перевалке выгодно?

– Это далеко не так доходно, как
продажа собственного масла на экспорт. Например, компания "Кернел" в
I квартале своего финансового года заработала на перевалке зерновых через
принадлежащие ей мощности только $5,2 млн, тогда как общая выручка компании
составила $240 млн. Если этот бизнес рассматривать только как сервис, то
заниматься им невыгодно.

– Кто на сегодняшний день
является лидером перевалки?

– Ильичевский и Керченский порты.

– Как будет развиваться рынок в
Украине, будут ли увеличиваться его мощности?

– Резкого роста объема экспорта
подсолнечного масла в нынешнем году не ожидается. И в наращивании мощностей по
его перевалке нет необходимости. Она возникнет лишь после того, как страна
начнет экспортировать рапсовое масло, переработка которого пока невыгодна.

– Возможен ли выход на рынок
новых игроков, международных компаний?

– Выходить на рынок перевалки
могут лишь очень богатые компании с налаженными связями в верхах. Порог
вхождения в этот бизнес очень высок: в случае покупки готового объекта – от
$300 млн, в случае строительства новых мощностей – от $2 млрд.

– Учитывая рост цен на
подсолнечное масло в мире, повысятся ли цены на услуги украинских перевалочных
терминалов?

– Вряд ли. Повышение этих тарифов жестко контролируется правительством.
Кроме того, основной объем перевалки масла через морские терминалы осуществляют
крупные операторы, которые их же и контролируют. Небольшие операторы
экспортируют масло только в страны СНГ и чаще всего используют для этого
железнодорожный транспорт и автомобильные перевозки.

Алена Голубева, Коммерсантъ-Украина