Выездное заседание депутатов Верховной Рады по вопросам развития Придунайского региона

2009-11-16 11:32:30

В последние дни октября в Придунавье проходил пресс-тур, организованный для украинских журналистов. Их повезли сначала в гирло Быстрое и показали ограждающую дамбу морского подходного канала. Затем все поехали в Измаил и там прессе предоставили удовольствие пресс-конференции. Это внешний контур происходившего.


Между этими двумя замечательными картинками состоялось рабочее совещание. В
Измаил съехались большие чины, которые данной им властью должны быть способны
«лучшим образом устроить» неблагоприятные для региона ситуации. Называем эти
чины:

– председатель Комитета Верховной Рады по вопросам европейской интеграции
Борис Тарасюк;

– заместитель председателя группы по международным связям с Румынией Павел
Унгурян;

– заместитель министра транспорта и связи – глава Государственной
администрации морского и речного транспорта Украины Михаил Чубай;

– заместитель председателя Комитета по вопросам транспорта и связи
Верховной Рады Юрий Крук;

– посол по особым поручениям Министерства иностранных дел Украины Алексей
Шовкопляс;

– заместитель министра охраны окружающей среды Дмитрий Гурский;

– президент Украинского Дунайского пароходства Вадим Сухоненко;

– директор ГП «Дельта-лоцман» Александр Голодницкий;

– представители Одесской облгосадминистрации.

Первый вопрос на совещании был посвящен ходу реализации проекта
восстановления глубоководного судового хода «Дунай-Черное море» в гирле Быстрое
и политике Украины по защите национальных интересов в контексте отношений
Украины с Румынией.

– Пресса уделяла много внимания судовому ходу, – отметил Михаил Чубай, –
критиковала, не верила, что глубины на канале достигают 5,8 метра. Но
ограждающая дамба отсыпана. Теперь судно может зайти в канал при любых погодных
условиях в любое время суток, чего нельзя сказать о румынской Сулине.
«Дельта-лоцман» поддерживает глубины.

Украинский судовой ход очень перспективен и имеет стратегическое значение.
Хорошо просматривается перспектива транзитных перевозок из России и других
стран. Достаточно сказать, что для порта Рени, который не имеет своей железной
дороги, канал – единственная возможность работать и выживать.

В своем выступлении Александр Голодницкий подчеркнул:

– Восстановление глубоководного судового хода – стратегический проект для
Украины, который может вывести ее в лидеры на Дунае.

По состоянию на 16 октября текущего года построена ограждающая дамба
морского подходного канала длиной 2730 метров.

Вспомним, что с 2004 года были сделаны две попытки создать судовой ход и
восстановить плавание через гирло Быстрое. При отсутствии ограждающей дамбы и в
результате паводков на Дунае ход, по сути, прекратил свое существование,
сказались и ошибочные управленческие решения.

Канал был восстановлен в 2007 году, но его характеристики опять-таки были
неустойчивыми. Поддержание глубин требовало больших финансовых средств.

Строительство дамбы в 2008-09 годах помогло снизить объемы дноуглубительных
работ и, соответственно, затраты на поддержание канала, а также стабилизировать
величину проходной осадки. Это главное, что необходимо судовладельцам и
фрахтователям при выборе оптимального маршрута перевозки.

Динамика судозаходов является подтверждением привлекательности украинского
ГСХ. За неполные 10 месяцев 2009 г. прошло 1075 судов.

Мы прогнозируем, что после полного восстановления до 60% дунайского
грузопотока будет переключено в украинскую дельту. Таким образом, возобновление
судоходства (круглосуточное и двустороннее) может стать одним из самых мощных
реальных мер евроинтеграционного курса Украины.

Дмитрий Гурский:

– Мы, наконец-то, научились защищать национальные интересы Украины. И дамба
тому пример.

Научились не только защищать, но и нападать. За последние годы много
проблем накопилось с Румынией. Их удается преодолевать совместными усилиями
органов центральной власти.

Алексей Шовкопляс:

– Дипломаты немало усилий приложили в переговорах с Румынией. Это был
длительный процесс, но он принес результаты. И еще многое предстоит сделать.

Юрий Крук:

– Мы потеряли минимум 5 лет в вопросе строительства канала. Мы все время
теряем.

Проиграли вопрос по острову Змеиный. Нужно более успешно отстаивать
интересы Украины.

На строительство судового хода были потрачены большие бюджетные деньги.
Нужно просчитать, через сколько лет окупятся вложенные средства.

Когда настала очередь обсуждения деятельности Украинского Дунайского
пароходства, Вадим Сухоненко озвучил ряд проблем предприятия:

– В первую очередь, необходимо получить разрешение на списание устаревшего
флота.

В силу того, что государство не оказывает пароходству никакой поддержки и
финансовой помощи (внимание!) – вывести его из списка предприятий, не
подлежащих приватизации.

О многих проблемах говорил руководитель предприятия в надежде, что
совещание такого высокого уровня поможет сдвинуть дело с мертвой точки и
разрешить сложившуюся ситуацию.

Времени у пароходства больше нет.

Украинская транспортная газета «Моряк» не раз писала о подводных камнях и
течениях вокруг предприятия.

Выступление руководителя УДП полностью поддержал Михаил Чубай:

– Пароходство просто не может дальше работать в таких ненормальных
условиях. Нельзя больше оставаться в роли наблюдателей.

В этой ситуации вполне естественно прозвучал вопрос о деятельности
профильного комитета Верховной Рады.На что заместитель председателя комитета
Юрий Крук ответил:

– Никакие документы по поводу бедственного положения УДП не поступали.

– Как могло такое быть, – удивился председатель профкома плавсостава УДП
Олег Широков, – ведь мы неоднократно приглашали депутатов на заседания в
минтранссвязи – ни один не явился.

Вадим Сухоненко:

– Мы постоянно обновляем документацию по проблемам пароходства и отправляем
в Киев, в минтранссвязи и другие ведомства.

Юрий Крук:

– К каждой бумаге нужно научиться приделывать ноги, чтобы дошло до
адресата. Нужно настойчиво проталкивать вопрос продажи старых судов.

Вадим Сухоненко:

– Не думаю, что в этой ситуации конструктивно искать виноватых. Все мы
виноваты, и я в том числе, но сейчас нужно действовать и спасать Национального
перевозчика №1. А для этого нужно принимать действенные решения по спасению
пароходства.

Нужно сказать, что представители высшей власти в государстве и
облгосадмигистрации поддерживали руководителя УДП.

Выступил на совещании бывший и
легендарный начальник Советского Дунайского пароходства Виктор Пилипенко:

– Я нахожусь на пенсии, поэтому говорить не боюсь. Обращаюсь к народному
депутату Круку, возьмите на свои плечи ситуацию на Дунае.

С моей стороны еще 12 лет назад лично к вам поступили предложения по поводу
нормализации дел в УДП и Придунавье, но ничего не было сделано.

Пока воднотранспортные предприятия будут работать врозь, ничего хорошего в
регионе не сложится.

Раньше на Дунае мы были с Румынией на равных. Теперь присоединилась еще и
Молдавия, которая тоже против нас. И еще, я против приватизации пароходства,
потому что частник не будет проводить государственную политику в Придунавье.

Юрий Крук: – Я тоже считаю, что приватизировать пароходство нельзя. При
этом прошу учесть, что я уже три года не являюсь народным депутатом от
Придунавья.

Непросто проходило обсуждение и нынешних украино-румынских отношений.

Представитель спецслужб Украины отметил, что Румыния методично сбрасывает в
общее с Украиной русло Дуная грунт после произведения дноуглубительных работ.
Назвал это диким, варварским способом достижения румынской стороной своих
целей, а Украина ведет себя при этом довольно пассивно.

Алексей Шовкопляс:

– Не экологические, а чисто экономические причины лежат в основе неприятия
украинского канала Румынией. В Сулине в два раза снизилось количество проходов
судов.

Нам удалось добиться на переговорах, чтобы экологический мониторинг
проводился по всей дельте Дуная. До этого наблюдению подвергалась только ее
украинская часть – Румынии это не касалось.

Борис Тарасюк:

– В принципе наладить отношения в
Румынией просто. Для этого нужно отказаться от украинских интересов, но никто
не собирается это делать. Поэтому количество проблем с соседом растет. Подождем
пока закончатся президентские выборы (они пройдут практически в одно время с
Румынией) и начнем действовать.

Павел Унгурян уверял собравшихся, что в последние несколько недель вопросы
морехозяйственного комплекса тщательно прорабатываются в Кабинете министров.

Со своей стороны Юрий Крук обещал рассмотреть проблемы УДП, включая вопрос
продажи старого флота, на заседании профильного комитета Верховной Рады в
ближайшее время. После чего вынести обсуждение на заседание ВР.

Лариса ЧЕРНЫШЕВА, Украинская транспортная газета "Моряк"