Прекращение пограничного пропуска на «Нибулоне» приведет к сокращению экспорта зерновых на 1 млн. т в год и потере $5 млн. портовых сборов

2009-11-13 16:31:17

Как сообщали Морские бизнес-новости Украины, Генпрокуратура Украины требует закрыть пункты пропуска через границу для частных терминалов.


30 октября 2009 года Генеральная прокуратура Украины вынесла ряд
протестов на решения Кабинета министров Украины об открытии пунктов пропуска
через государственную границу для международного морского грузового и паромного
сообщения вне территории и акватории государственных морских и речных портов
№08/1-144294 по №08/1-144296 от 15.01.1999.

Протест Генеральной прокуратуры
касается пунктов пропуска на ООО «Порт Очаков», ЗАО «Николаевский калийный
терминал», ООО СП «Нибулон», ЗАО «Камыш-Бурун», ООО «Ильичевский судоремонтный
завод» и ОАО «Судостроительный завод «Залив».

За комментарием МБНУ обратились к
руководителю одного из крупнейших частных портовых терминалов Украины, генеральному директору ООО СП „Нибулон” Алексею
Вадатурскому.

МБНУ: Каковы будут последствия для отрасли в целом и для Вашего предприятия
в частности, если Правительство удовлетворит протест Генпрокуратуры?

А.Вадатурский: В.Капацына
думает, что это приведет к увеличению доходов порта. Но это не так.

Чтобы осуществлять пограничный
контроль всех этих судов, порту придется много чего сделать – выделить
помещения в порту, оборудовать их, разместить дополнительный персонал.

Кроме того, порт должен будет выделить
акваторию под стоянку судов, углубить канал. Разумеется, если стоит задача
сохранить то количество судов, которое есть сейчас. Все это – колоссальные
расходы.

Это бюджетные деньги. Разве их
больше некуда деть? Постоянно уменьшается финансирование социальных программ –
в стране кризис. А тут, по сути, предлагается выбросить на ветер огромные деньги

МБНУ: А если порт не сможет понести эти расходы и не произведет
указанные Вами мероприятия?

А.Вадатурский: Тогда экономические
последствия будут еще хуже – начнутся простои, задержки с оформлением. Скопятся
очереди судов. Суда, например, не смогут оформляться и уходить ночью.

По нашим подсчетам, следует
говорить о потере 20% оборота. То есть сокращению экспорта зерновых и масличных культур более
чем на 1 млн. тонн в год.

И дело не только в убытках
«Нибулона». Это ведь не доплаченные налоги в бюджет на огромные суммы.

Это не все. Ведь сокращение
экспорта неминуемо приведет к падению закупочных цен на зерно внутри Украины.
Не секрет, что эти цены на приемлемом
уровне держат именно экспортеры. Это станет катастрофой для сотен тысяч сельхозпроизводителей!

Самое
удивительное, что для портов последствия этого решения тоже будут негативными, по
наши подсчетам, потери государственных предприятий морского транспорта достигнут
5 млн. долларов США неуплаченных портовых
сборов ежегодно.

МБНУ: Есть ли юридические основания для этого решения?

А.Вадатурский: Абсолютно
нет. Подробная позиция нашей юридической службы изложена ниже.

Комментарий юриста:

Зерноперегрузочный терминал ООО
СП „НИБУЛОН” построен в пределах инвестиционного проекта, утвержденного
распоряжением главы Николаевской областной государственной администрации от
20.03.2003 г. №128-р на территории специальной экономической зоны „Николаев” в
соответствии с Законом Украины „О специальной экономической зоне „Николаев”.

Согласно ст. 1 Закона Украины „Об
общих принципах создания и функционирования специальных (свободных)
экономических зон” специальная (свободная) экономическая зона являет собой
часть территории Украины, на которой устанавливаются и действуют специальный
правовой режим экономической деятельности и порядок применения и действия
законодательства Украины. На территории специальной (свободной) экономической
зоны внедряются льготные таможенные, валютно-финансовые, налоговые и другие
условия экономической деятельности национальных и иностранных юридических и
физических лиц.

В соответствии со ст. 1 Закона
Украины "О специальной экономической зоне „Николаев” на территории СЭЗ
„Николаев” устанавливается и действует специальный правовой режим экономической
деятельности, определенный Законом Украины „Об общих принципах создания и
функционирования специальных (свободных) экономических зон”, с учетом
особенностей, установленных данным Законом.

Закон Украины "О
государственной границе Украины” и Положение о пунктах пропуска через
государственную границу, утвержденное постановлением Кабинета Министров Украины
от 03.08.2000 г. №1203, не содержат запрещения на открытие пункта пропуска
через государственную границу вне пределов территории государственного морского
порта и не ограничивают территорию, на которой может быть открыт пункт
пропуска, исключительно территорией государственных предприятий.

В соответствии с постановлением
Кабинета Министров Украины от 27.07.1998 г. №1147 порт – это транспортное
предприятие, предназначенное для обслуживания судов, пассажиров и грузов на отведенной
порту территории и акватории, а также перевоз грузов и пассажиров на судах,
которые принадлежат порту.

ООО СП „НИБУЛОН” отвечает
критериям, установленным для порта постановлением Кабинета Министров Украины от
27.07.1998 г. №1147.

Постановлением Кабинета Министров
Украины от 26.07.2000 г. №1175 такие виды экономической деятельности как „Транспортная обработка грузов” и
„Складирование”, которые принадлежат к основным видам деятельности ООО СП
„НИБУЛОН”, отнесены к приоритетным видам экономической деятельности на
территории СЭЗ „Николаев”.

Пункт пропуска через
государственную границу Украины, открытую на территории перегрузочного
терминала ООО СП „НИБУЛОН”, отвечает требованиям постановления Кабинета
Министров Украины от 17.08.2002 г. №1142.

В соответствии с приказом
Министерства транспорта Украины от 17.03.2003 г. №211 об Обязательных
постановлениях по Днепро-Бугскому морскому торговому порту с приписным рейдовым
портовым пунктом №1, акваториями и водными путями Бугско-Днепровского региона,
опубликованными в официальном бюллетене „Сообщения мореплавателям”, прилегающая
к причалу перегрузочного терминала ООО СП „НИБУЛОН” акватория входит в состав
акватории ГП „Днепро-Бугский морской торговый порт”.

Распоряжением
Кабинета Министров Украины от 11.09.2007 г. №734-р Днепро-Бугский морской
торговый порт включен в перечень пунктов пропуска на таможенной границе
Украины, через которые осуществляется ввоз на ее таможенную территорию, вывоз
за ее пределы и перемещение транзитом товаров 1-24 групп согласно УКТВЭД (кроме
подакцизных товаров и товаров позиций 0201 – 0210, 0302 – 0307, 1601 – 1605
согласно УКТВЭД).

В соответствии с выводом
Министерства юстиции Украины от 25.11.2003 г. по результатам правовой
экспертизы проекта распоряжения Кабинета Министров Украины „Об открытии пункта
пропуска на территории перегрузочного терминала ООО СП „НИБУЛОН”, проект
распоряжения не противоречит Конституции Украины и отвечает требованиям
законодательства, которые имеют высшую юридическую силу, в частности,
постановлению Кабинета Министров Украины от 03.08.2000 г. №1203.

Учитывая вышеизложенное, считаем,
что основания для удовлетворения протеста Генеральной прокуратуры Украины от
30.10.2009 г. №08/1-144296вих-09 на распоряжение Кабинета Министров Украины от
25.08.2004 г. №599-р «Об открытии пункта пропуска через государственную границу
на территории перегрузочного терминала ООО «Сельскохозяйственное предприятие
«Нибулон» отсутствуют.

В строительство перегрузочного
терминала для перевалки зерновых и масличных культур ООО СП «НИБУЛОН»
инвестировало свыше 250 млн. грн.

Материально-техническое
обеспечение и содержание пункта пропуска, открытого на территории
перегрузочного терминала ООО СП «НИБУЛОН», полностью осуществляется ООО СП
«НИБУЛОН», на что предприятием уже потрачено около 1,5 млн. грн.

С сентября 2004 года
перегрузочным терминалом ООО СП «НИБУЛОН» отгружено 11,6 млн. тонн зерновых и
масличных культур, принято свыше 760 торговых судов, из которых
государственными предприятиями морского транспорта произведено свыше 58 млн.
долларов США портовых сборов.

Общая сумма экспортных операций,
оформленных в пункте пропуска на территории перегрузочного терминала ООО СП
«НИБУЛОН» за период с августа 2004 года составляет около 1,5 млрд. долларов
США.

Экспорт сельскохозяйственной продукции
из перегрузочного терминала ООО СП «НИБУЛОН» осуществляется более чем в 40
стран мира.

За это время ООО СП «НИБУЛОН»
оплачено свыше 82,8 млн. грн. таможенных платежей, в то время как расходы
Государственного бюджета на содержание сектора отдела таможенного оформления не
превышают 1,2 млн. грн.

Отмена распоряжения Кабинета
Министров Украины от 25.08.2004 г. №599-р и прекращение функционирования пункта
пропуска, открытого на территории перегрузочного терминала ООО СП «НИБУЛОН»,
приведет к сокращению экспорта зерновых и масличных культур более чем на 20%,
что составляет около 1 млн. тонн в год, и потере государственными предприятиями
морского транспорта до 5 млн. долларов
США портовых сборов ежегодно.

Наше предприятие является
единственной компанией со 100%-ым украинским капиталом, которое входит в число
10 наибольших экспортеров украинского зерна. Поэтому отмена опротестованного
Генеральной прокуратурой Украины распоряжения Кабинета Министров Украины
неминуемо приведет к сокращению экспорта зерна, падения закупочных цен на
внутреннем рынке и потере государством контроля над экспортом стратегического
вида сельскохозяйственной продукции.