Как выделение земли портам государственным под их акваториями повлияет на частных инвесторов?

2009-11-10 16:37:18

КМУ передал в пользование Одесскому, Ильичевскому и Южному портам земли, находящиеся под их акваториями.



Как
сообщалось, Кабмин передал в пользование Одесскому морскому торговому порту,
Ильичевскому морскому торговому порту и морскому торговому порту «Южный» (все –
Одесская область) земли, находящиеся под их акваториями.

Об этом
сообщил и.о. министра транспорта и связи Василий Шевченко.

Он отметил,
что такое решение Кабмин принял на заседании 7 октября с целью урегулирования
правовых вопросов.

Шевченко
уточнил, что акватория МТП была выделена ранее, но земли, находящиеся под этой
акваторией, до этого использовались другими предприятиями для строительства
различных объектов, а принятие данного решение урегулирует этот вопрос.

Стоит отметить,
что, как это зачастую происходит в последнее время, громкое заявление не сопровождается
публикацией документа. На веб-сайте КМУ и ВРУ этих документов нет.

Ссылаясь на отсутствие
документов, представители указанных портов не стали комментировать данное событие.

Интересно
предположить, как данная мера повлияет на частных стивидоров, которые ведут
хозяйственную деятельность в акватории портов.

Дело в том,
что в большинстве портов есть застарелые конфликты с частниками: в Ильичевксе –
с «Укртранскотнейнером», в Южном – с «Трансинвестсервсиом». Инвестором данную меру,
скорее всего, нужно воспринимать как неблагоприятную. Закрепление земли за
госпредприятиями отдаляет время реализации давно запланированное реформирование
портов и лишение их хозяйственных функций. Порты остаются, по сути, органами контроля
с одной стороны и предприятиями – с другой. В таком положении от соблазна не
воспользоваться преимуществом статуса для борьбы с частным конкурентом портам
будет нелегко. Да и, на сегодняшний день, они и не удерживаются.

Примечательно,
что еще одному конфликтному порту – Николаевскому – земля под акваторией
выделена таки не была.

О причинах
представители НМТП распространяться не стали. Остается лишь предполагать,
связано ли это с многолетним конфликтом с частным стивидором-зернотрейдером ООО
СП «Нибулон», законность выделения акватории которому начальник НМТП В.Капацыина
оспаривает уже много лет.

Невыделение
земли НМТП, бесспорно, сильно облегчит жизнь гендиректору «Нибулона»
А.Вадатурскому – ведь пока что у В.Капацыны гораздо меньше возможностей препятствовать
работе зернотрейдера.

С данными
аргументами, в целом, согласен гендиректор ООО «Трансивестсервис» Андрей Кузьменко:

«Прежде всего –
о причинах, отвод земель под акваториями в пользование портов.

Это
продолжение злоупотреблениям портами, как государственными коммерческими
предприятиями, своими регулятивными функциями, которые являются причинами всех
последних конфликтов в отрасли. Ведь земли закрепляются не за государством, не
за ФГИУ, не за местными советами, а за портами, которые являются обычными
коммерческими предприятиями, хотя и государственной формы собственности. Таким
образом, сознательно создается еще одна причина, чтобы заставить частных
инвесторов договариваться с портами, вернее, с приближенными к ним лицами.
Кроме того, это отчаянная попытка использовать свой сегодняшний статус накануне
принятия закона "О портах", в котором будут разделены коммерческая и
регуляторная деятельность.

По сути – на
первый взгляд решение выглядит логично – раз уж за портами закреплена
акватория, то они должны получить и землю. Но на самом деле, государственные
порты к этому не готовы – ведь придется платить и аренду, и налог на землю, причем
площади акваторий в разы превосходят площади портов. Наверняка завтра порты
начнут призывать государство применять льготные ставки налогообложения, опять
упирая на то, что они – государственные предприятия. Таким образом, они опять
подтвердят многолетнюю привычку сначала получить государственное имущество
бесплатно, а потом ничего не платить в казну за его использование".

Заместитель
генерального директора СП «Ниблуон» Андрей Вадатурский уклонился от ответа
на вопрос, выгодно ли зернотрейдеру
непредоставление земли под акваторией Николаевскому порту.

«Это дело НМТП
и Минтранса. Пусть решает Кабинета министров. Нам неизвестны причины такого
решения.

Поймите, целью
нашего предприятие не является препятствование деятельности порта. Мы
развиваемся – и пусть они развиваются!», – сказал он.

Полностью
судить о перспективах сотрудничества частных стивидоров и госпортов можно будет
лишь после официальной публикации документов.