Керченская крюинговая фирма отправила в Латвию 700 судостроителей под видом экипажа затонувшего судна

2009-11-03 13:34:19

«Зарплата – тысяча евро, риска – никакого!». «Срочно! Требуется рядовой состав на судоремонт в Латвию (Рига). Период работы – 3 месяца. Оклад 600-700 у. е. Питание, проживание, проезд оплачиваются. Рабочие документы необязательны. Имеются четыре вакансии».


Такими объявлениями пестрели керченские газеты
и были обклеены все столбы. Впечатленные выгодным предложением, работяги
опрометью мчались по указанному адресу.

– На судоремонтный завод
требуются представители рабочих специальностей, в основном сварщики, – убеждала
входящих респектабельного вида дама. – Зарплата – около тысячи евро, риска –
совершенно никакого. Единственная сложность – это оформление документов.

Но тут все вопросы фирма заминала
самостоятельно.

– Дело в том, что еще в 1997 году
Украина и Латвия заключили между собой любопытное соглашение, – пояснили «КП» в
пресс-группе СБУ. – И у той, и у другой стороны был определенный морской
потенциал, который требовал квалифицированного обслуживающего персонала.
Межгосударственная договоренность как раз и касалась упрощенного пересечения госграницы моряками.
Так, гражданин Украины с так называемым «паспортом моряка» и судовой ролью имел
право въезжать в Латвию без получения визы и временной регистрации, если в
судовой роли указывалось, что данный моряк является членом экипажа на
латвийском судне.

Сварщик превращается…

Вы спросите, какое отношение
имеют сварщики к морскому ремеслу?

– При нашей помощи, – отвечали в
агентстве, – стать моряком не так уж сложно. Вопрос во времени, связях и
деньгах.

Стоила подобная «любезность» от
100 до 200 евро. Если у человека не было денег, специалисты крюинговой конторы
соглашались оформить документацию в долг – до первой «латвийской» зарплаты.

Перспектива получить
подозрительный документ никого не пугала. Люди оставляли в конторе необходимые
бумаги, и через две-три недели их приглашали в офис забрать готовые «паспорта
моряка». В них новоявленные моряки получали прописку по местным судам.

Экипаж затопленного судна

Мнимых моряков ушлая дама
«прописывала» всего на двух судах. Первое бороздило просторы Азовского моря и к
Керчи никакого отношения не имело. Со вторым дело оказалось еще интереснее.

– При проверке выяснилось, что
небольшое рыбацкое суденышко под гордым названием «Рыбак Донбасса» не работало
с 2003 года, – рассказали в СБУ. – В 2006-м оно прочно стало на «прикол» в
керченском порту «Камыш-Бурун», а в начале 2008-го благополучно… затонуло у
причала. И, тем не менее, по документам крюинговой компании получалось, что до
2009 года экипаж затонувшей фелюги насчитывал ни много ни мало – семь сотен
человек.

Кроме удостоверения личности
моряка трудовым мигрантам выдавалась судовая роль. В ней фигурировали названия
уже латвийских судов, которые якобы с нетерпением ожидали украинских членов
экипажа в латвийских портах.

Теперь вы нелегалы

К месту работы мореплавателей
сопровождал специальный человек. Он инструктировал подопечных, как себя вести
при прохождении таможенного и пограничного контроля, а в Риге сдавал «с рук на
руки» работодателям.

– Тут-то и выяснялось, что ни
бесплатного проезда, ни бесплатного проживания и питания нам не положено, –
рассказывают моряки. – Нас предупреждали, что при появлении миграционных служб и
представителей власти мы должны прятаться. Иначе предприятию придется платить
штраф за использование нелегальной рабочей силы.

– Жили мы в общежитии, по четыре
человека в комнате, – рассказывает еще один «моряк». – Еду готовили сами.
Пахали с восьми утра до семи вечера.

– В Риге я трудился сварщиком, –
продолжает другой «член экипажа» Олег. – На заводе работал три месяца. В принципе
ничего, вот с зарплатой обидели меня в среднем на шестьсот долларов. Обещали
три тысячи, а заплатили меньше. Спорить не имело никакого смысла, так как можно
было уехать вообще без зарплаты. Недоплатили многим, но некоторые, несмотря на
это, поехали еще. А я больше не рискнул.

Приговор – три года

С прибывшими работягами никто
особо не церемонился. Штрафовали их по полной, за малейший недочет. Снимала
свой процент и фирма: за оформление документов, переезд и прочее. Кое-кто
возвращался на родину без гроша в кармане. Все попытки восстановить
справедливость заканчивались плачевно: договор о трудоустройстве на руки не
выдавался, а оставался в офисе крюинговой компании. Но были и те, кому такие
вояжи нравились, в Латвию они ездили несколько раз.

Бесконечный поток рабочей силы в
Латвию привлек внимание правоохранителей. В конце прошлого года МВД, СБУ и
пограничники возбудили несколько уголовных дел: по подделке документов и их
использованию, а также по различным эпизодам организации незаконного
перемещения лиц через госграницу. После расследования материалы направили в
суд. Факты подтвердились, предпринимательницу признали виновной в совершении
ряда преступлений. При вынесении приговора судьи учли смягчающие обстоятельства
и приговорили обвиняемую к трем годам лишения с испытательным сроком в два
года.

Бди!

Собираясь за рубеж

Проверьте, есть ли у фирмы
лицензия на трудоустройство за рубеж. Именно за границу!

Копия контракта должна оставаться
у вас на руках.

Он должен быть написан на
понятном для вас языке (не на английском, греческом и пр.).

А еще лучше обратиться в профсоюз
моряков и поинтересоваться репутацией конторы.

Много информации о фирме и работе
можно найти на специализированных форумах.

Комментарий СБУ

Для выезда в страны Прибалтики
украинцам необходимо оформлять визу. Исключение составляют моряки, которым
достаточно при прохождении погранконтроля предъявить удостоверение личности
моряка и судовую роль, в которой указана занимаемая должность на судах,
базирующихся в портах Балтии. Именно этой лазейкой в законодательстве Украины и
воспользовалась керченский предприниматель. Она на собственном компьютере
распечатывала судовые роли, в которых указывалось, что люди отправляются
работать на суда в портах Балтии. Хотя на самом деле ехали туда разнорабочими и
сварщиками на верфи и судоремонтные заводы.

По прибытии в пункт назначения
они были вынуждены работать на совершенно иных условиях и были в статусе
нелегала. Они делали грязную работу, все то, что не хотели делать граждане
Латвии.

Дословно

Виктор ЧЕПОРНЮК, начальник
оперативно-розыскного отдела Азово-Черноморского регионального управления
Госпогранслужбы Украины:

– В этом году по нашим материалам
за незаконное перемещение лиц через госграницу возбуждено уже 3 уголовных дела.
В последнее время в Крыму создаются предпосылки к такого рода деятельности.
Госпогранслужба в рамках своей компетенции будет активно противодействовать
желающим заработать на судьбах людей.

Марина
Бородина, Комсомольская правда