«Я могу договориться даже с деревом. Но не с Вадатурским», – начальник Николаевского порта В. Капацына

2009-10-28 15:13:19

Начальник Николаевского морского порта Василий Капацына и капитан порта Павел Рябчиков провели пресс-конференцию, чтоб пояснить свои аргументы по невозможности допуска судна “Preventer” к причалу “Нибулон”.


Как сообщалось, капитан НМТП
отказал 2.10.09 судном «Preventer» в заходе к причалу «Нибулон», которое пришло
за 60 тыс. тонн зерна.

После этого обе стороны конфликта
начали бурную и эмоциональную дискуссию в СМИ.

Вчера свои аргументы выложил
НМТП.

В начале пресс-конференции В. Капацына
разъяснил разницу в полномочиях между начальником и капитаном порта. По его мнению,
СМИ часто их путают и считают капитана подчиненным В. Капацыне. Хотя это не
так. В обязанности начальника входит, в том числе, обеспечение безопасности
судоходства в БДЛК. А в обязанности капитана – контроль за уровнем
безопасности.

«Я не отдаю распоряжений капитану
и не отменяю их. Это может делать только
министр транспорта», – подчеркнул В. Капацына

Основанием для отказа от 02.10.09
стало значительное превышение длинны судна «Preventer» (227 м) граничных
параметров и характеристик, определенных паспортом акватории, который в 2005 г.
разработало ГП «ЧерноморНИИпроект» (170м). По мнению капитана, столь
значительное превышение в неблагоприятных погодных условиях (северный ветер,
приводящий к уменьшению уровня воды в БДЛК) мог стать причиной для создания
аварийной ситуации. Вследствие чего он и выполнил свою прямую обязанность –
запретил проход судна.

Последствия возможной аварии ярко описал В. Капацына: «На одном из
поворотов судно может либо сесть на мель, либо повредиться. Ремонт обойдется в
огромные деньги – до $10 млн. А расходы по ремонту судна должен будет нести
именно ГП «НМТП», как не обеспечивший безопасность судоходства. Вдобавок, страховая
компания не возместит ни цента – ведь налицо сознательное нарушение правил
судоходства. Таким образом, очевидно, что это не страховой случай.

Кроме того, такое огромное судно
просто перекроет БДЛК и заморозит все судоходство для всех остальных портов и
терминалов. Плюс экологический вред для
нашей реки, нашего Южного Буга. Об имиджевых потерях я вообще не хочу
говорить».

Что касается другого паспорта на
туже акваторию, разработанного ООО «Гидротехника» в 2007 году, то он, по словам
П. Рябчикова. основанием для решения капитана порта быть не может.

Во-первых, хотя паспорт может
составлять негосударственное предприятие, однако, по закону, он обязательно
должен быть согласован с ГП «ЧерноморНИИпроект»

«А НИИ прислал нам ответ, что
упомянутый паспорт, институту не предоставлялся и не согласовывался.
Соответственно, этот паспорт недействителен», – подчеркнул В. Капацына

Во-вторых, упомянутая в этом
паспорте максимальная длина судна 225 м актуальна В ПЕРСПЕКТИВЕ, о чем ясно
сказано в документе. Это то, что скрывает в своих пресс-релизах «Нибулон». Перспектива
эта наступит после проведения соответствующих дноуглубительных работ. Которые
на 1-м колене не проводились уже 25 лет», – добавил В. Капацына.

А пока эта перспектива не наступила,
П.Рябчиков основывает свои решения на реальных, а не теоретических
характеристиках 1-го колена БДЛК.

Рассмотрен же был и случай когда
летом 2008 года дважды к причалу
«Нибулона» швартовались суда длинной 224 м 225 м. По словам В. Капацыны суда
были проведены в экспериментальном
режиме. Осадка одного судна – 9,20, другого – 7,70 м. Это было возможно при
благоприятных погодных и гидрографических условиях. В июне при наличии южных
ветров происходит т.н. нагон воды в лиман из моря. И фактическая глубина лимана
возрастает. При этом, по его словам, эксперимент показал рискованность таких
проводок при нынешнем состояние канала.

«При такой погоде, как сейчас
такой риск на себя никто брать не будет», – сказал В. Капацына.

Говоря по поводу заключения ГП
«Дельта-лоцман» о принципиальной возможности проводки судна «Preventer» к
причалу «Нибулон» В. Капацына подчеркнул, что в документе говорится сугубо об операции
швартовки. Возможность прохождениянепрохождения судна «Preventer» по БДЛК
вообще и 1-му колену в частности «Дельта-лоцман» не рассматривал вообще. Поэтому
мнения П. Рябчикова и А. Голодницкого не противоречат друг другу, так как
говорят о разных ситуациях.

Руководство НМТП продемонстрировало
журналистам результаты компьютерного моделирования прохождения судна
«Preventer» к причалу «Нибулон» с учетом его реальных характеристик, при
которых ширина части глубиной 9,2 м не 80 м, а 48 м. Моделирование
демонстрирует риск посадки на мель в нескольких местах.

По словам начальника ГП «НМТП»,
порт и капитан порта связались с капитаном суда «Preventer», и тот, узнав об этих
обстоятельствах, принял решение соблюдать нормативные документы Украины по
обеспечению безопасности судоходства, т.е. если нельзя – то это нельзя ни при
каких обстоятельствах.

Что до аналогий с проводкой
320-метрового авианесущего крейсера «Варяг», то экс-заместитель директора
руководителя ГП «Дельта-Лоцман» Георгий Романов (который в свое время провел
крейсер по каналу) считает ситуации несравнимыми.

Когда Романов проводил судно,
была вероятность, что крейсер просто застрянет и останется в канале «как
памятник». Тем не менее, судно прошло успешно. Это были уникальные проводки,
которые готовились 4 месяца в Ленинградском НИИ при создании реальных моделей
судна и канала.

Что касается мотивов поведении СП
«Нибулон», то Павел Рябчиков заявил, что ситуация по этому судну – «Это заранее
спланированная провокация, конфликт».

Василий Капацына уверен, что
«Нибулон» намеренно провоцирует конфликт. Несмотря на это, он предлагает 2
решения проблемы.

1. Решить ситуацию с
загрузкой судна, в принципе, можно,
пришвартовав его на причале Николаевского порта, расположенного рядом с
«Нибулоном».

«Суда такого типа могут принять
Днепро-Бугский морской порт, порт
«Октябрьск», «Ника-тера», Николаевский порт. Сегодня, к сожалению, принять его
на операционную акваторию причала СП «Нибулон» невозможно», – сказал Капацына.

По его мнению, это не так уж и
дорого обойдется «Нибулону»: 200-250 тыс. долларов будет стоить загрузка судна
с причала. Но там можно будет загрузить до 40 тыс. тонн, всего же партия
состоит из 60 тыс. тонн.

«Это в ущерб Никморпорту, ведь я
для такого судна должен заблокировать работу смежных причалов. Но мы готовы
пойти на это. И мы подтвердили это в письменном виде. Но наши добрые
предложения в пресс-релизе «Нибулона» поданы как то, что мы хотим загнать этот
пароход не в «Нибулон», а себе, переключить на себя эти грузопотоки», – сказал
начальник НМТП.

2. НМТП предлагает дозагрузку
«Preventer» на рейде возле Очакова с барж, как это делается с «панамаксами».

«Мы готовы принять судно на
причале порта. Для этого нужно на баржи погрузить груз до осадки 10,3. Затраты
по погрузке составят в пределах 5-6 долларов за тонну. Что сравнимо с ценами
самого «Нибулона». Учитывая ситуацию, можно довести скорость погрузки до 6-8
тыс. т в сутки. Погрузка займет 5-6 суток», – сказал В.Капацына

«Наши предложения «Нибулон» даже
не рассмотрел. Они видят во всем злой умысел. Они настроены на конфликт, а не
на поиск выхода из него», – посетовал начальник порта

В конце В. Капацына пожаловался
на невозможность наладить эффективный диалог с А.Вадатурским: «Я принадлежу к
тем людям, которые о чем угодно могут договориться даже с деревом. С Алексеем
Афанасьевичем я договориться не могу, – сказал Василий Капацына.