Украина борется за транзит – эксперты сомневаются, что введенные меры позволят переключить серьезный поток грузов из России

2009-10-15 13:26:25

Украина пытается вернуть в свои порты транзитные грузы. С 16 октября Министерство транспорта и связи вводит на 5,5 месяца скидки на транзит грузов через морские терминалы. Размер скидок в зависимости от порта варьируется от 18 до 50%.



Льготные тарифы будут действовать на перевалку зерна, чугуна, руды и угля.
Примечательно, что именно эти грузы, как следует из статистики Ассоциации морских
портов России, обеспечили в январе—сентябре текущего года прирост грузооборота
российских портов. Эксперты сомневаются, что введенные Украиной меры позволят
переключить серьезный поток грузов из России на соседнюю страну.

В последнее время наблюдается частичная переориентация транспортных потоков
с украинских портов на российские. Это происходит в том числе из-за повышения
Украиной транзитных тарифов: в частности, с июля 2008 года по январь 2009 года
тариф (рассчитывается в валюте) на перевозку угля вырос на 34%, а с учетом
роста курса доллара в начале этого года — на 89%. В результате за девять
месяцев 2009 года грузооборот украинских портов сократился на 21%, до 80 млн т.

Российским портам, напротив, даже в условиях общего спада грузоперевозок
удается показывать рост. Вчера Ассоциация морских портов России (АСМОП)
отрапортовала, что грузооборот морских терминалов России за девять месяцев 2009
года вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 8%, до 368,6
млн т. Основной вклад в положительную динамику внесли экспортные грузы, поток
которых, несмотря на кризис, увеличивался. По данным АСМОП, перевалка угля
составила 47,9 млн т, увеличившись на 22,3%, зерна — 15,3 млн т (рост в 3
раза), руды — 3,4 млн т (в 2,4 раза больше), черных металлов — 20,1 млн т
(+3,9%), цветных металлов — 3,2 млн т (+9,6%), наливных грузов — 172 млн т
(+8,9%).

То, что часть грузов уходит к соседям, явно не устраивает украинские
власти, которые в начале недели объявили о введении скидок на обработку грузов
в девяти портах. Мера должна поспособствовать увеличению объема транзита через
украинские порты, полагает первый заместитель министра транспорта и связи
Василий Шевченко. Скидки варьируются в зависимости от порта. Например, для
Ильичевского морского торгового порта их размер составит 30% на перевалку
зерна, чугуна, черных металлов и 40% для серы, для Керченского — 30% на окатыши
и железную руду. Ставки Мариупольского порта снижены на 18% на зерно и на 30%
на чугун и черные металлы. Также скидки введены для Ренийского,
Усть-Дунайского, Херсонского, Одесского, Бердянского портов и порта “Южный”.

Гендиректор АСМОП Александр Шиманский допускает, что понижение ставок может
привести к перераспределению потока грузов в пользу украинских портов, однако
отмечает, что многие грузовладельцы уже заключили контракты на поставку
товаров, в которых учтены порты отправки. Переориентация на другой порт
потребует изменения этих контрактов, на что компании могут не пойти. В то же
время г-н Шиманский отметил, что АСМОП уже направила письмо в Федеральную
службу по тарифам РФ с целью привлечь ее внимание к действиям украинских
транспортных властей.

Директор Агентства специальных исследований Рубен Тертерян сомневается, что
часть грузов, следующих через российские порты, уйдет на Украину. Основные
экспортеры металлов, зерна и угля в докризисные времена инвестировали серьезные
средства в строительство собственных терминалов в России, отмечает он. И сейчас
они предпочтут загрузить собственные мощности, чем переправить поток в порты
соседнего государства, даже если это будет выгоднее экономически.

Директор по развитию ИА “Портньюс” Надежда Малышева обращает внимание на
то, что в последнее время возрос экспорт зерна из Казахстана, кроме того,
благодаря вводу на юге России зерновых терминалов на данном направлении
увеличился поток сельхозгрузов. Украина рассчитывает получить часть этого
грузопотока, полагает она.

Андрей ЖУКОВ, передает РБК-Украина.