Принятия Украиной Конвенции «О труде и морском судоходстве» может повлечь потерю работы для 75 тысяч моряков и привести к рассвету «подпольного крюинга»

2009-10-15 14:23:35

Свыше трех лет минуло от дня принятия на 94 сессии Международной организации труда новой Конвенции «О труде и морском судоходстве». Она получила название Возведенной, поскольку ее авторы намеревались создать своеобразный устав, единственный для всего моряка мира. Однако эта благородная попытка унификации почти двухсот других конвенций, которые регулируют отношения на мировом флоте, пока еще встретила поддержку только в пяти странах.



Из европейских морских государств среди них одна Норвегия.

Остальные – это Либерия, Маршалловые острова, Багамы и Панама, которые
являются местом регистрации офшорных компаний как страны «удобного» флага.
Лидеры судоходства, которые имеют многовековые традиции и многочисленный флот,
пока еще не спешат ратифицировать Возведенную Конвенцию, в сущности –
экспериментальную. Потому что все базовые принципы уже давно охвачены
предыдущими конвенциями.

В очереди ставить подпись под настоящим документом стоят почти 70 стран.
Нужно ли Украине плыть впереди всей системы?

Определенные силы уже не раз торопили время принятия Возведенной Конвенции.
Проблема была изучена специалистами многих профильных министерств и профсоюзов.
В соответствии с их выводами ставить подпись под документом рановато. Лучше в
этом вопросе ориентироваться на взвешенную позицию, занятую ведущими
судоходными странами.

Во второй раз обсуждение темы на официальном уровне продлило заявление
Уполномоченного Верховной Рады Украины в правах человека Нины Карпачевой,
который увидел в присоединении к конвенции панацею против ограничения прав
украинского моряка сомалийскими пиратами. Ситуация была проанализирована во
второй раз. Но в итоге Минтранс Украины, Минфин Украины и Министерство труда и
социальной политики Украины опять пришли к выводу о неготовности страны к ратификации.

Однако никто не вычитает возможность дальше дискутировать. И вот по
инициативе Профсоюза работников морского и речного транспорта Украины
организован круглый стол: «Возведенная Конвенция: «за и против». В помещение
художественной галереи Одесского морвокзала приглашенные представители
профсоюзных организаций, посреднических предприятий, из предоставления услуг в
трудоустройстве моряка за рубежом, специалисты, которые работают в сфере
морского хозяйства и права.

Мысль о необходимости принять спорную конвенцию выразил Василий Терещук,
который представлял Секретариат Уполномоченного ВРУ по делам человека.
По-видимому, он был один из многочисленных участников заседания, который
безоговорочно высказался «за». Он думает, что таким образом можно будет влиять
на иностранного судовладельца. Механизм, с помощью которого будет осуществляться эта зависимость,
раскрытый не был.

Мысль о явной нецелесообразности принятия документа выплывала из
выступления директора компании «Вы Шипс», которая способствует трудоустройству
моряка «под флаг», Игоря Сафина. На эпатирующие заявления некоторых
провокационно настроенных общественных деятелей о том, что посредники работают
бесконтрольно, он ответил рассказом о существующей системе государственных проверок
посредников.

Как минимум, 20 законов, которые регулируют их предпринимательство, делают
его полностью подотчетным госструктурам и каждый шаг – легальным. Он выразил
общую точку зрения посредников, что принятие Возведенной Конвенции приведет к
появлению монопольной структуры над посредничеством. Как следствие, этот
специфический вид бизнеса пострадает, что негативно отразится на
трудоустройстве украинских моряков-«подфлажников». Поэтому, ценой подписания
конвенции 2006 года может стать потеря работы, минимум, для 75 тысяч моряков.
Одновременно возникнет «подпольный крюинг», и будет процветать нелегальное
отправление на суда.

Представитель МИД Украины отметил,
что в это время нет готовности даже для обсуждения попытки ратификации.
Принятие международного документа нуждается в предыдущей разработке механизма
его внедрения. Поэтому нужно начать из выяснения, полномочий каких министерств,
коснется эта акция, и сможет ли страна выполнить обязательства, которые
неминуемо наложит на нее присоединение к нормам новой конвенции.

Один оратор спросил прямо: «А кто считал, сколько это будет стоить?».
Действительно, – сколько? Не ляжет ли это неподъемным материальным грузом на
страну, погруженную в кризис? Может ли государство дать при всем народе
финансовые гарантии, что, например, окажет помощь своим согражданам-морякам,
которые находятся в беде на борту иностранного судна? Случаи с увлечением
украинцев пиратами пока еще в этом не убеждают!

К слову, ведущие судоходные компании тоже не считают, что ратификация Возведенной Конвенции – способ нейтрализации
международного морского терроризма.

С принятием Возведенной Украина автоматически станет обязанной выполнять
условия еще 39 разных конвенций МОП. То есть нужно будет выделять средства на
создание государственных служб из наема и трудоустройства, на выплаты пособия
из безработицы моряку, который не сумел пойти в рейс, брать на себя расходы
относительно социального обеспечения, социально-бытового обслуживания,
здравоохранения моряка, решать вопрос их репатриации на родину. Все это
миллионы, которых в национальном бюджете нет. Нужно также признать, что моряк
вынужден оставлять семьи и идти «под чужой флаг» из сугубо экономических
причин, которые не решаются в государстве.

Наиболее рациональной выглядела позиция, которую занимает Одесская
национальная морская академия, ее представляли ректор Михаил Миюсов и его
первый заместитель Александр Шемякин. Она заключается в том, что документ
имеет, бесспорно, огромное значение. Но его нужно принимать, когда государство
будет заинтересовано в его принятии. Поэтому вопрос нужно обсуждать, но до
какого-то времени не ставить его на голосование. Мудрено – не спешить, а
анализировать и ожидать, когда наступит нужное время.

Владислав КИТИК, «Одесские вести»