Беспредел в морской отрасли и его последствия для безопасности судоходства в водах Украины

2009-10-14 14:01:31

Сегодня на УНИАН прошла пресс-конференция ”Беспредел в морской отрасли и его последствия для безопасности судоходства в водах Украины” на которой было обнародовано обращение первичной профсоюзной организации ГП «Дельта-лоцман» к Премьер-министру Украины, Ю.Тимошенко, Президенту и Генеральной прокуратуре Украины.


В мероприятии
приняли участие: глава Первичной профсоюзной организации ГП «Дельта-лоцман»,
В.В.Пивоваров, члены профкома А.В.Корытов, Ю.И.Симоненко, Г.М.Гацонога, Н.Н.Андреев,
В.В.Заика.

Как сообщили
участники пресс-конференции, в 2008-2009 годах руководитель государственного
предприятия «Дельта-лоцман» А.Голодницкий, которого назначил Министр транспорта
и связи И.Винский, системно нарушает трудовое законодательство, давит на
работников и использует государственные средства  не по целевому
назначению.

Про незаконные
увольнения, давление на сотрудников и коррупционную деятельность руководства
предприятия неоднократно информировался Министр транспорта и связи И.Винский.
Но все эти действия руководства ГП «Дельта-лоцман» постоянно прикрывались
руководством транспортного ведомства.

С целью
прикрыть эту деятельность также был создан «карманный» профсоюз. Используя
метод «кнута и пряника» людей загоняют в этот профсоюз, а кто не покоряется –
лишают премий и социальных выплат.

Глава Первичной профсоюзной организации ГП «Дельта-лоцман»,
В.В.Пивоваров:
«Первое непонимание между администрацией с профкомом
возникло в середине 2008 года, когда администрация объявила о грядущем
сокращении штатов, витиевато назвав его «оптимизацией численности персонала». Уже
тогда профком выразил сомнение в целесообразности такой «оптимизации» на
прибыльно работающем предприятии. По мнению профкома, администрации стоило
подумать об оптимизации рабочего процесса, где каждому работнику предприятия
нашлось бы место, пусть и за меньшую зарплату. Это не означает, что профком в
принципе против увольнения по инициативе администрации. Профсоюз борется за
улучшение условий труда, а значит, за очищение процесса труда от тех, кто
мешает другим работникам полностью раскрыть и применить свои профессиональные
качества и на этой основе получить большее вознаграждение за свой труд. Но
просто сокращать работников на фоне назревающего в стране экономического
кризиса мы позволить не могли. Исходя из этих позиций, профком отказал
администрации в даче согласия на увольнения работников по сокращению штатов.

С этого
момента руководство предприятия объявило, что профсоюз противодействует работе
администрации, а профком намеренно конфликтует с руководством, блокирует все
его начинания. Хочу твердо и решительно заявить, что это не соответствует
действительности. Профком в своей деятельности всегда исходил из принципа
социального партнерства, всегда выступал и выступает за социальный диалог с
работодателем.
Мне неоднократно приходилось говорить о том, что наш союз – профессиональный. Не в интересах
профсоюза довести предприятие до банкротства. Поэтому все понятные и разумные
инициативы администрации, направленные на улучшение работы предприятия,
создание новых рабочих мест, профессиональный рост работников, повышение их
благосостояния, сокращение издержек производства – всегда находят и найдут
понимание и поддержку у членов профкома и коллектива.

Но для этого
работодатель должен не скрывать существующее финансово-экономическое положение
предприятия, а максимально прозрачно, как говорят, с цифрами и карандашом в
руках вести диалог с профсоюзной организацией. Мировая практика профсоюзного
движения показывает, что профсоюзы готовы на определенные уступки работодателю,
если уверены, что другого выхода из сложившейся ситуации нет, что работодатель
испытывает такие же негативные последствия, как и его наемные работники. Нужен
открытый и честный социальный диалог, а не стремление «задавить», «обхитрить»
или «переиграть» противоположную сторону.

Наш профсоюз
никогда не согласится с ролью «карманного» в этом социальном диалоге, когда
профкому предлагается просто «проштамповывать» те или иные решения
администрации. Такое отношение к профкому администрация ярко продемонстрировала
при увольнении присутствующего здесь Алексея Корытова, которого уволили по
инициативе администрации даже не запросив согласия профкома. И только тогда,
когда Корытов подал в суд на свое незаконное увольнение, администрация через
шесть месяцев после его увольнения прислала профкому представление на
увольнение.

Вместо диалога
с профсоюзом, руководство предприятия, после несогласованного сокращения пошло
на беспрецедентные меры давления на профком. Так, профком перевели сначала в
неприспособленное подвальное помещение, а затем в один из пунктов регулирования
движением судов, находящемся в 30 км
от города Николаева. Штатных работников профкома не пропускали на территорию
предприятия, меня как председателя профкома не допускали на совещания и т.д.
Огромное давление оказывается непосредственно на членов профкома. Необоснованно
выносятся выговоры, не оплачиваются больничные и многое другое.

Беззакония в
отношении членов профсоюза вошли в норму. Так, 12 августа с.г. апелляционный
суд Николаевской области признал незаконным увольнение Бачуриной Елены
Александровны. Несмотря на то, что согласно закону решение суда о
восстановлении работника на работе подлежит немедленному исполнению, решение о
восстановлении Бачуриной администрацией ГП «Дельта-лоцман» не исполнено до
настоящего времени.

Начиная с
февраля с.г. руководство предприятия занимается моббингом в отношении членов
нашей профсоюзной организации с тем, чтобы заставить их перейти в специально
созданный руководством профсоюз. В этой связи хочу сказать, что за последний
год наша профсоюзная организация приобрела уникальный опыт взаимодействия, а
точнее «бездействия» государственных структур, призванных следить за
соблюдением трудового законодательства. Увидели мы, как много прорех и
двусмысленностей в самом Кодексе законов о труде. Но это – тема отдельной, и не
одной, пресс-конференции.

Еще раз хочу
подчеркнуть: не руководство профсоюза, а руководство предприятия своими
неумелыми, но амбициозными действиями породило все конфликты, о которых
расскажут присутствующие здесь члены профсоюза.»

В 2008 году за
счет увеличения ставок сборов вдвое увеличился доход ГП «Дельта-лоцман».
Коллектив считал, что дополнительные средства будут направлены на модернизацию инфраструктурных
объектов и улучшение работы в сфере безопасности судоходства. Надежды
коллектива не оправдались. По инициативе администрации на предприятии
организовано увольнение 10% работников. Это увольнение проведено под лозунгом
оптимизации количества работников. В то же время, такое же количество новых
работников было принято на работу. Таким образом, произошла простая замена
специалистов, которые выступили против беспредела. Кадровая политика
руководящего состава предприятия также проводилась не по профессиональным
качествам, а по принципу «свой-чужой». Это привело к тому, что на предприятии,
которое занимается обеспечением безопасности судоходства, директор и пять его
заместителей не имеют специального образования в сфере судоходства и только
один заместитель отвечает профессиональным требованиям.

В 2008-2009
годах практически остановлены работы по созданию государственной системы
мониторинга надводной обстановки, на строительство ГСХ «Дунай-Черное море»
потрачено более 160 миллионов гривен, а реальная проходная осадка судов по
украинскому судовому ходу, в сравнении с 2007 годом, не увеличилась, а даже
уменьшилася с 5,5 м до 5,2 м, что наносит вред имиджу государства и вызывает
недоверие к действиям Правительства. Участники пресс-конференции представили
документы подтверждающие эти тезисы.

А.В.Корытов: «Отдельно нужно сказать о
проекте Мониторинга надводной обстановки в водах Украины. Это с одной стороны
Государственный, с другой – жизненно необходимый проект. Суть его в получении
важной информации о судоходстве и
использовании ее в целях поиска и спасания человеческой жизни на море, а,
также, для исполнения задач других ведомств, таких как Госпогранслужба Украины,
Министерство обороны, МЧС и других. Было создано уже немало документов и
потрачено сил на реальное воплощение этой идеи и грустно наблюдать как сегодняшнее руководство сводит все эти усилия к
нулю.

В 90-х годах
на предприятии была создана научная группа (НТК) с целью создания
отечественного продукта, который должен был бы решать на техническом уровне все
запросы службы. О выгодах отечественной системы нет смысла даже говорить,
однако, с приходом Голодницкого взят курс на закупку импортного оборудования и
внешнего обслуживания системы регулирования движения. Стоит ли говорить
насколько это дороже. Пример:

– модернизация
ПРДС Южный силами и средствами НТК равнялась по цене (около 1.2 млн. грн)с
установкой всего одного рабочего места от компании Транзас против 3-х рабочих
мест, установленных нашими специалистами. И к работе этого места есть серьезные
претензии.

Результат –
НТК уничтожен переформированием его в отдел по обслуживанию техники. Это похоже
на выстрел из пушки по воробьям.

Кадровый
вопрос , как следствие, оказался в полном загоне. На сегодня вакантно 10 мест
лоцманов-операторов при сокращенной до минимума структуре службы (268 человек
вместо оптимальных 317), т.о. недостает 20% кадрового состава
ломанов-операторов и инженеров.

Полностью
упущен важный вопрос инновационной деятельности службы и инициаторских пакетов
документов. Такое направление как создание РИС (  это международный проект,
который мог бы принести государству немалый доход) полностью остановлен. Я был
ответственен за этот проект и очень хорошо знаю, что надо сделать и что было
сделано в период с конца 2006 года до момента смены руководства. Мои инициативы
были в итоге наказаны моим незаконным увольнением. Чтобы не давать мне
работать, мое рабочее место было перенесено за пределы города, отобраны все
технические средства вплоть до телефона. В течение последнего перед увольнением месяца я должен
был писать ежедневный отчет о работе в предыдущий день. В течении 10 минут мне
указывалось выполнять поручения требующие явно большего времени. Да и те
издавались с целью отвлечения от дела. Долгое время я все это игнорировал и мое
терпение ради дела оказалось сильнее их и я был уволен с явными нарушениями КЗоТ
даже без обращения в профсоюз.»

Директор
государственного предприятия и его заместители заявляют, что они являются
реальной властью, поскольку имеют финансовый ресурс для защиты своих интересов
в судебных инстанциях и прокуратуре всех уровней. Они уверены что ни одна
жалоба работников предприятия не помещает им в их деятельности, и наоборот, все
кто будет жаловаться и не будет подчиняться, будут наказаны сокращением выплат,
выговорами и увольнением с работы.

Эти действия
руководства ГП «Дельта-лоцман» создают социальное напряжение в коллективе, люди
разочаровываются в желании властных структур в наведении законности и порядка
на государственном предприятии. Все это негативно сказывается на выполнении основной
задачи предприятия – обеспечении безопасности судоходства в водах Украины.

Н.Н.Андреев: «Я в ГП «Дельта-лоцман»
работаю с мая 2004 года. Работал на должностях начальника филиала, руководителя
по вопросам регионального развития, помощник замдиректора по РДС и ЛО. Всего в
морской отрасли 43 года, из которых 21 год капитан судна, поэтому хочу
высказать свое мнение и мнение своих коллег, которых представляю. Я так же
отстаиваю свои права в феодосийском городском суде, где рассматриваются два
исковых заявления к господину Голодницкому.

Говорить буду
исключительно по существу производства, а именно: обеспечение безопасности
судоходства в Украине.

Крымский
регион объединяет пять морских портов, с общим грузооборотом около 10 млн.тонн.
основными портами являются порты Керчь, Феодосия, Севастополь. Ключевое место
среди них занимает Керченский МТП, лоцманская организация которого насчитывает
около 100 человек: портовые, линейные, ЛО. Керченский пролив является
международным. Поэтому очень важно в вопросах обеспечения безопасности
судоходства объединить усилия в этом вопросе Украины и России, имеется в виду
СУДС- порт Кавказ и ЦРДС Керчь. Такое лоцманское сотрудничество позволит
максимально исключить риски и качественно улучшить организацию безопасности судоходства на КЕК и в целом в
керченском проливе.

Именно с этой
целью после трагических событий ноября 2007 года, были подписаны от имени
правительств двух сторон Временное соглашение о безопасном плавании судов
керченским проливом и Протокол о взаимодействии СУДС-Кавказ и ЦРДС Керчь. С
нашей стороны эту функцию выполняло ОКЦ (оперативно-координационный центр
Дельта-лоцман). Однако, вместо того чтобы
развивать и совершенствовать систему обеспечения управления безопасностью
судоходства в Керченском проливе, администрация «Дельта-лоцман», сегодня
рассматривает вопрос безосновательной ликвидации ОКЦ, это очередной удар по
обеспечению безопасности судоходства и безаварийном мореплавании в Украине.

Такая же не
компетентность просматривается в действиях директора ГП «Дельта-лоцман»,
Голодницкого и его команды в вопросах строительства АРЛП (автоматизированных
радиолокационных постов) в Керченском проливе, Мысе Фиолент, порту Феодосия,
где очень важный объект остается сегодня в опытной эксплуатации и числится
только на бумаге.

За пределами
внимания руководства «Дельта-лоцман» находится также вопрос обеспечения
безопасности мореплавания пассажирских судов совершающих международный рейсы в
водах Украины (Конвенция ООН, ЮНКЛОС).

Присоединяясь
к коллегам, могу добавить, что закон на предприятии – это коллективный договор.

Для господина
Голодницкого и его окружения этот закон миф и неприемлем к выполнению. Для
неугодных он его применяет по своему усмотрению.

Поэтому
учитывая отсутствие подтвержденной компетенции, неумение работать с трудовым
коллективом, отсутствие государственного мышления полностью присоединяясь и
поддерживаю обращение профсоюзной конференции к правительству и Президенту
страны об освобождении Голодницкого с должности директора ГП Дельта-лоцман.»