Прощание с парусами в Киеве – ФОТО

2009-10-14 17:38:58

Киевляне могли наблюдать красивейшее зрелище на Днепре:74 яхты разного класса, от могучих тримаранов до миниатюрных «ассолек», вышли из залива Берковщина и прошли под парусами к Ольгиному острову.


Это регатой «На добрий спомин» более 300 яхтсменов Украины почтили память
ушедших товарищей.

Когда регата проходит вдоль берега, большинство из нас, «сухопутных»,
просто восхищается видом белоснежных парусов, кренящихся над водной гладью.

Кто-то по-доброму завидует яхтсменам и жалеет, что сам никогда не ходил на
яхте. Но найдется и тот, кто скажет: «С жиру бесятся…» А как же! Вспомнит и
стоимость яхт, и то, что яхт-клубы – это нечто элитарное, где только Абрамовичи
и Рабиновичи состоят. И с этим, увы, согласятся многие.

Да, яхт-клуб – элитен. Но элита его – люди ничем не примечательных
профессий, исключительность которых лишь в настоящей любви к яхтам, к «хождению
под парусами». А ходить под парусами ох как нелегко!

Это только кажется, что все просто: оттолкнул яхту от причала, поднял
паруса, дернул шкот – остальное сделает ветер.

Но до того момента, когда яхта под вашим управлением отойдет от берега,
необходимо сделать много рутинной работы на суше: проверить состояние корпуса,
обтянуть такелаж…

Искусство навигации, знание лоции района, умение плавать в особых условиях
(шторма на днепровских водохранилищах бывают нешуточные) – все это приходит не
за день.

Путь яхтсмена до самого первого экипажного звания «яхтенный рулевой 3-го
класса» начинается с «черной работы» – ремонта яхты, приборки на судне (песок
на яхте – враг номер один). И постоянная практика в составе экипажа: капитан и
более опытные товарищи постепенно вводят в тонкости управления яхтой. Не одна
навигация закончится, когда от выхода к выходу, притираясь характерами и
взаимно обучаясь, создастся экипаж, способный на длительное экстремальное
плавание.

И будет у молодого яхтсмена первая регата – своего рода пропуск в яхтенную
элиту. Он уже «свой» в элитной семье – яхт-клубе.

Отличие яхт-клуба от лодочной станции или РОПа – в отсутствии эгоистичного
«изоляционизма» – «Мой причал, моя лодка»… В яхт-клубе же – наш причал, наша
яхта, наш экипаж. И более опытные экипажи помогают новичкам советами,
совместными выходами… Возникает преемственность опыта, яхт-клуб в целом
становится более зрелым, и вот оно – первый выход в море, первая кругосветка,
первая победа в международной регате. И в то же время в яхт-клубе остаются и те
члены, которые дальше Киевского моря не ходили, – не всем дано быть настоящими
«морскими волками».

Именно так родился Киевский городской крейсерский яхт-клуб (КГКЯК), с рейда
которого и стартовала регата «На спомин». И не случайно в 2008 году клуб открыл
детскую секцию. Кто-то принес старый швертбот, кто-то паруса, собрали
дополнительный взнос – секция заработала: летом 2009 года здесь тренировалось
70 юниоров. Вот так, самостоятельно, за деньги, без помощи государства и
спонсоров (да это и не предполагается!) уже 42 года члены клуба совместно, в
выходные дни, строят и перестраивают свой Дом: кают-компанию, эллинги, домики
экипажей, стапельное оборудование. И, конечно, яхты.

Сегодня в яхт-клубе около сотни яхт («вымпелов», как говорят яхтсмены), из
них половина (!) построена на стапелях клуба, самостоятельно. Тем временем
яхтсмены постоянно модернизируют и «фабричные» экземпляры: улучшают обводы,
ставят более эффективное парусное снаряжение. После таких реконструкций иногда
даже трудно определить первоначальную модель.

В то время, когда регата шла по Днепру, на базе КГКЯК строили яхту. Экипаж
Дмитрия Бирюковича, ветерана клуба, работал на палубе армоцементного
«всепогодника» – действительно огромной яхты, для которой не существует никаких
ограничений в море.

На территории КГКЯК тут и там на стапельных тележках стоят корпуса будущих
яхт: армоцементных, пластиковых. Есть даже классический «реечный» набор –
старейший и самый сложный в работе вид деревянного корпуса. В этом сезоне
активно строилось одновременно восемь яхт! В Украине немногие судостроительные
заводы имеют такую загрузку. А ведь на постройку яхты уходит не один год.
Совсем недавно была спущена на воду яхта, которую создавали 11 лет.

Яхтсмены никогда не скажут «такой-то сходил в Керчь», они скажут «такая-то
яхта сходила в Керчь» и лишь потом упомянут имя капитана. Потому что без яхты
нет яхтсмена. И яхта для него – предмет преклонения и уважения. И не только
своя, а все яхты, с которыми ему приходится сталкиваться. Поэтому и знакомство
с клубом всегда начинается с яхтенных стоянок: яхты, их особенности, истории
походов, а уже потом – люди, создавшие их, ходившие на них.

…Регата окончена. Но еще до глубокой ночи в каютах будет гореть огонь –
прощальные посиделки друзей. Прощальные, потому что неделя, две – и сезон будет
закрыт. Яхты станут на зимнюю стоянку, некоторые будут ремонтироваться. И до
майских праздников редко можно будет увидеть парус на Днепре. Ну а пока что нелишним
будет вспомнить, кто куда ходил – ведь не регатой единой живет яхтсмен. Все
лето яхта используется и для того, чтобы добраться до самых сокровенных
островов под Киевом. На яхте ходят по Десне и бассейну Днепра – на Киевское
водохранилище, в Переяслав-Хмельницкий, Канев. Да и Черное море крейсерским
яхтам по плечу. Именно из-за этой особенности из всех технически сложных видов
спорта (парашютизма, авиамоделирования, альпинизма) яхтинг – наиболее семейный.

Действительно, чего сложного? Собрал «тормозок», отошел от причала и вперед
– куда душа желает. Когда яхта идет полным ходом под парусами, не ощущается
ветер, не слышны с берегов шумы цивилизации – только шелест обегающей борт
воды. И машут-здороваются с яхтой рыбаки, зеваки на теплоходах наваливаются на
один борт, чтобы лучше разглядеть это бесшумно скользящее по воде чудо – яхту.
А дальше – тишина проток между островами, безлюдье, цапли, еще не испорченные
автодорогами и дачами берега реки. Было бы только желание.

А у вас оно есть? Приходите в яхт-клубы, не стесняйтесь. Наличие яхты не
обязательно.

Справочная «Газеты…»

Киевский городской крейсерский яхт-клуб организован в 1967 году экипажами
восьми яхт по инициативе киевского архитектора Константина Львовича Бирюковича.
Кроме «хождения под парусами», он также строил крейсерские яхты, в их числе
первая в мире яхта из стеклоцемента – «Новинка». Две из построенных им яхт
(«Риф» и «Норд») до сих пор ходят.

Старейшие яхты клуба: «Лелитка» и «Гонта» (30 лет на воде) и уже
упоминаемый «Риф» (25 лет). В 1996-99 годах «Лелитка» (семейный экипаж Валерия
Петущака и Наталии Македон) совершила кругосветное плавание.

«Гонта» совершила переход из Австралии в Киев под парусами, без мотора. А
«Батьківщина» за 4 года в рамках экспедиции «Хай світ пізнає Україну» посетила
порты Европы, США, Новой Зеландии, Австралии и Океании. Кроме КГКЯК в Киеве
работает еще и Киевский яхт-клуб «Оболонь», в Вышгороде – киевские яхт-клубы
«Энергетик» и «Водник», в Украинке – Киевский яхт-клуб «Южный» при НАУ и
яхт-клуб «Стугна».

Автор: Александр ШИНГУР, фото Наталии ДИДЕНКО, Владимира ПРОЦЕНКО и
Анастасии ШИНГУР. Выражаем благодарность за активную помощь в подготовке
материала яхте «Аквилон» (капитан – Алексей Бирюкович), «Газета по-киевски»