Украина и Россия вступили в нефтяную войну: «Лукойл» намерен в суде решить проблемы поставок нефти на Одесский НПЗ

2009-10-14 08:37:57

Российская нефтяная компания «ЛУКОЙЛ» намерена в судебном порядке решить проблемы вокруг поставок «черного золота» на принадлежащий ей Одесский нефтезавод. Об этом сегодня заявил глава «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов.



Он также сообщил, что убытки от простоя ОНПЗ, мощности которого были
остановлены 1 октября, пока не подсчитаны, переговоры с украинском стороной о
возобновлении поставок нефти на завод продолжаются.

Напомним, 2 октября «ЛУКОЙЛ» сообщил, что руководство компании приняло
решение остановить производство на Одесском нефтеперерабатывающем заводе
(Украина), входящем в Группу «ЛУКОЙЛ».

«Это вынужденное решение вызвано действиями украинской компании ОАО
«Укртранснафта», которая с 1 октября 2009 года перестала прокачивать нефть по
маршруту «Лисичанск–Кременчуг–Одесский НПЗ», – говорилось в заявлении компании.

В «ЛУКОЙЛе» также отмечали, что предложенные ОАО «Укртранснафта» другие
маршруты поставок нефти на Одесский НПЗ по расчетам специалистов «ЛУКОЙЛа»
значительно удорожают стоимость сырья и, таким образом, приводят предприятие к
убыточности. Так, например, предложенный маршрут «граница
Белоруссии–Броды–Одесса» увеличивает транспортные расходы на $5,7 за тонну»,

Кроме этого, ОАО «АК «Транснефть» не имеет технической возможности
обеспечить поставки нефти на Одесский НПЗ по другим маршрутам в октябре
текущего года. Таким образом, «ЛУКОЙЛ» вынужден на неопределенный срок
остановить предприятие и прекратить выпуск нефтепродуктов, заявляли в компании.

В «ЛУКОЙЛе» также не исключали, что если в самое ближайшее время поставки
нефти на НПЗ не возобновятся на экономически оправданных условиях и с учетом
технических возможностей ОАО «АК «Транснефть», предприятие будет вынуждено
сокращать персонал. При этом также прекратятся значительные налоговые
отчисления в бюджет. Кроме этого, «ЛУКОЙЛ» предупредил, что может возникнуть
дефицит высококачественного топлива, что может привести к росту цен и к
появлению на рынке низкосортных нефтепродуктов.

Сегодня, комментируя эту ситуацию, Вагит Аликперов в интервью каналу
«Вести» заявил, что действия «Укртранснафты» были не согласованы с его
компанией.

«Мы считаем, что «Укртранснафта» совершила не совсем технологически
подготовленные действия по переключению потоков нефти с одесского направления в
сторону кременчугского завода, что помешало сегодня работе одесского завода.
Эти действия были несогласованны, к сожалению, с компанией «ЛУКОЙЛ», которая
является координатором подачи нефти на все наши предприятия», – сообщил
Аликперов.

По его словам, «Транснефть» также не была подготовлена к тому, чтобы
изменить маршрут. При этом глава «ЛУКОЙЛА» выразил сожаление, что до конца
этого года возможности у «Траснефти» поменять маршруты нет.

«Поэтому мы сегодня ведем переговоры. Я надеюсь, что в ближайший месяц мы
согласуем все наши действия, и завод будет работать как и раньше – со
стабильной загрузкой. И я уверен, что наши украинские партнеры смогут
обеспечить прокачку нефти на наш завод, – отметил также он.

«Мы сейчас подсчитываем убытки в связи с остановкой этого завода. Пока
расчеты не завершились, потому что мы не знаем периода времени – сколько завод
будет стоять. Сегодня технологические установки остановлены. Чем быстрее мы его
запустим, тем меньше убытков у нас будет. В любом случае, у нас, конечно, будет
судебное разбирательство с нашими коллегами с территории Украины», – заключил
глава «ЛУКОЙЛа».

Известно, что на этой неделе прошли встречи представителей «ЛУКОЙЛа» в
Министерстве топлива и энергетики Украины. Также обсуждается возможность о
приеме делегации премьер–министром страны Юлией Тимошенко. Вместе с тем в
поддержку «ЛУКОЙЛа» выступили представители секретариата президента Украины,
порекомендовав кабинету министров «помириться» с русскими нефтяниками.

Тем временем в «Укртранснафта» заявляют, что приступили к реализации
проектов по поставкам нефти из альтернативных источников (стран Каспийского
региона) на отечественные нефтеперерабатывающие заводы во исполнение «Программы
диверсификации источников поставок нефти в Украину на период до 2015 года».

В данном случае, как сообщалось СМИ, изменение схем поставок нефти для ОНПЗ
связано с началом поставок легкой азербайджанской нефти для Кременчугского НПЗ.
Общий объем контракта составляет 160 тысяч тонн. В настоящее время нефть
разгружается в Одессе и будет доставлена на завод по трубопроводу
Одесса–Кременчуг.

Как сообщал УКРИНФОРМ, Кременчугский НПЗ является единственным
нефтеперерабатывающим заводом в Украине, который может получать нефть
альтернативным – морским – путем. В комментарии журналистам председатель
правления ОАО «Укртранснафта» Александр Лазорко отмечал, что именно в этом
крылась истинная причина отказа российской компании «ЛУКОЙЛ» – владельца
Одесского НПЗ – согласиться на изменение технологического режима
транспортировки Приднепровской нефтепроводной системой.

«Уверен, что настоящая цель действий российских компаний, прикрываясь
«проблемами» Одесского НПЗ, любой ценой заблокировать морские поставки
каспийской нефти на Кременчугский НПЗ, таким образом продолжая двухлетнюю
нефтяную блокаду предприятия», – заявил Лазорко.

В связи с поступлением в ОАО «Укртранснафта» заявок от крупнейшего
украинского нефтеперерабатывающего завода – ЗАО «Укртатнефть» (Кременчугский
НПЗ), компания, как отмечалось в ее заявлении, руководствуясь национальными
интересами, предложила «ЛУКОЙЛу» изменить маршрут поставок нефти на Одесский
НПЗ. При этом предложенные варианты предусматривали для россиян как снижение
тарифа на прокачку, так и кратчайшие сроки поставок за счет сокращения
транспортного плеча.

«Укртранснафта» считает не убыточным новый маршрут, а наоборот, экономически
привлекательным для «Лукойл–Одесский НПЗ», – подчеркивал Лазорко.

Источник: NR2