О некоторых проблемах взаимоотношений судовладельцев и портовых агентов в системе организации портового морского сервиса

2009-10-09 10:01:53

В настоящее время компании, осуществляющие сервисную деятельность на морском транспорте, работают в условиях сверхконкуренции. В полной мере эта проблема касается и агентских компаний. Судовые агенты действуют в условиях постоянно усиливающегося влияния конкуренции как на международном, так и на внутреннем рынках.



Одна из важнейших проблем сегодняшнего дня – финансовые отношения между агентами
и принципалами. Современная агентская деятельность сопровождается наиболее
значительными финансовыми рисками по сравнению с прошедшими десятилетиями. Под
давлением принципалов, в условиях жесткой конкуренции агентские компании все
чаще вынуждены работать с ними на условиях отсрочки финансирования, при
одновременном повышении контроля со стороны портов по предоплате обязательных
портовых сборов заблаговременно до захода судов в порт. С одной стороны, в
условиях кризиса агентские компании остро ощущают нехватку оборотных средств, с
другой – отсутствие своевременного финансирования со стороны принципала
усиливает риск невозврата авансированных порту средств при участившихся случаях
банкротств отдельных судоходных компаний.

Немаловажное значение также имеет ситуация, когда агенты принимают на себя
риск ответственности иной стороны. Наиболее серьезным риском в данной ситуации
следует признать несовершенство национального законодательства Украины. Пробелы
и недостаточно четкие формулировки действующего законодательства могут иметь
серьезные негативные последствия для агентских компаний, взявших на себя риск
ответственности защиты интересов третьей стороны.

И, наконец, серьезной угрозой жизнедеятельности агентств является деловая
необязательность партнеров в сфере организации морского сервиса, а также со
стороны судовладельцев и операторов, в результате чего возможны срывы
запланированных ранее судозаходов. Естественно, при часто повторяющейся
ситуации необязательности партнеров, сама жизнедеятельность и финансовая
стабильность морских агентств находится под реальной угрозой, вплоть до потери
своего сектора бизнеса. И это, в условиях кризиса, является наиболее серьезной
проблемой по сравнению с ранее перечисленными.

В последние годы принципалы все чаще берут на себя обязанности, которые
ранее традиционно возлагались на судовых агентов. В то же время другие
организаторы морского сервиса, экспедиторы, стивидорные компании, например, все
чаще и чаще стали брать на себя традиционную деятельность морских агентов по демпингово
низким тарифам, а то и практически бесплатно, с целью сохранения собственного
бизнеса.

Закономерен вопрос: "Что необходимо сделать менеджерам агентского
бизнеса, чтобы обеспечить относительную стабильность своей деятельности в общем
сегменте сферы морского сервиса?".

В первую очередь агентская компания всегда должна быть готова к борьбе за
возвращение ранее упущенного сектора своей сферы бизнеса. Казалось бы, наиболее
простым путем решения данной проблемы является деятельность агентской компании
по убеждению судовладельца (оператора) в целесообразности, а главное – в
высокой эффективности совместной деятельности. Агенты должны предлагать
принципалу такой уровень сервиса, который судовладелец не сможет обеспечить
самостоятельно без участия агента. Агенты должны доказать принципалу, что
предлагаемый ими сервис последний не сможет получить, аккумулируя только свои
внутренние ресурсы. Естественно, об этом проще говорить, чем сделать. Однако
анализ деятельности ряда морских агентств (не самых мелких, заметим),
утративших отдельные свои позиции на рынке агентских услуг в течение нескольких
последних лет, показывает, что практически все эти агентства не принимали
каких-либо активных мер по возвращению утраченного сектора своей ранее активной
деятельности (такая тенденция особо заметна в международном круизном бизнесе,
контейнерном, во взаимоотношениях между сравнительно небольшими компаниями и
др.).

Однако правомерен вопрос: "Насколько устойчива тенденция по принятию
принципалами решений по отказу от агентских услуг профессиональных
компаний?".

В условиях экономического кризиса клиентура индустрии морского бизнеса
выставляет все более жесткие требования к быстрому и эффективному решению их
транспортных проблем (в первую очередь, требования к своевременной транспортировке
грузов). С целью экономии денежных средств грузовладельцы требуют от агентов
регулярной оперативной информации о местонахождении судна (груза) на каждый
фиксированный момент текущих суток. Для выполнения вышеуказанных требований,
естественно, офисная работа агентских компаний должна быть организована
круглосуточно.

С одной стороны, такая деятельность в определенной мере ведет к удорожанию
конечного сервисного продукта агентской компании. Однако полученный
практический эффект от повышения международного имиджа компании бывает, как
правило, весьма впечатляющим. Суммы прямых затрат возрастают, однако в данном
случае "цель оправдывает средства". Как бы то ни было, практическое
увеличение утонченности, и надежности деятельности агентства приведет к значительно
большему эффекту, чем вложение дополнительных средств на внешнюю рекламу. В
любом случае, вложение денежных средств в повышение эффективности и качества
текущей агентской деятельности в конечном итоге выливается в относительно
небольшие суммы по сравнению с полученным эффектом достижения конечного
результата.

Естественно, рассматривая вопросы повышения эффективности деятельности
морских агентств, не следует забывать современные технические возможности
судовладельцев (операторов) по переводу системы агентирования своих судов в
зарубежных портах по принципу (условно назовем) "самообслуживания",
без задействования профессиональных портовых агентов. Такие возможности дают
стандартизованные международные компьютерные сети, а также финансовые системы и
сервисные стандарты. Все это расширяет возможности судовладельцев вхождения
также и в бизнес сферы портовых сервисных услуг. Крупнейшие перевозчики с целью
экономии денежных средств могут организовать такую деятельность в портах захода
судов, работающих, скажем, на регулярных линиях.

Однако такая непрофильная деятельность судовладельцев имеет, на наш взгляд,
свои пределы. Можно привести немало доводов в пользу сотрудничества принципалов
с независимыми профессиональными портовыми агентами. Профессионалы морской
отрасли, опытные менеджеры международного судоходства прекрасно понимают, что
работа с опытными портовыми агентами является серьезной легитимной гарантией
достижения конечного экономического эффекта. Работа с профессиональным агентом,
хорошо знакомым с местными условиями, дает возможность четкого отслеживания
движения грузов от порта отгрузки до конечного пункта назначения. Невозможно
купить за деньги хорошие деловые отношения на местах, а они, как правило,
являются основным капиталом, признаком высокого качества работы профессионального
агента. Необходимо понимать, что имеются профессиональные секреты (наработки),
которых принципалы, как правило, не могут достигнуть, пользуясь услугами
собственных, организованных на скорую руку агентств, не имеющих достаточно
продолжительного опыта работы на рынке услуг морского сервиса.

Профессиональные портовые агенты должны понимать, что в своей деятельности
они должны быть готовы предоставить принципалу такой уровень услуг, который он
не сможет получить самостоятельно, стремясь удешевить свои расходы за счет
агентского сервиса. Автор считает возможным подчеркнуть, что хороший
профессиональный агент ценится на рынке услуг на вес золота. И анализ ситуации
на международном рынке агентских услуг позволяет сделать вывод, что
судовладельцы все более взвешенно подходят к проблеме "за" и
"против" в выборе независимого агента при организации работы своих
судов.

Что можно сказать о рыночных условиях, в которых работают судовые агенты,
стараясь сохранить свой бизнес? Это рынок жесткой конкуренции. С другой стороны,
в последние годы значительно вырос уровень конкуренции и среди судоходных
компаний, что, в свою очередь, вынуждает их сосредоточиться на решении своих
проблем, связанных с организацией судоходства. Происходит стремительный рост
отдельных судоходных компаний, концентрирующих в своих руках колоссальный
тоннаж.

Одновременно возрастает профессионализм более мелких операторов, которые
имеют определенные преимущества на рынке морских перевозчиков. Однако и те, и
другие не могут не сталкиваться с проблемой, связанной со спецификой
организации сервисных услуг в морских портах. Рынок приобретает все более
четкие очертания, определяется перечень достаточно постоянных требований,
предъявляемых перевозчиком. Операторы в условиях кризиса и жесткой конкуренции
стремятся максимально упростить взаимоотношения там, где это только возможно.
Они стремятся к оптимизации расходов. Получить достаточно высокий уровень
стабильного портового сервиса, добиться определенных скидок при увеличении
частоты судозаходов, сокращения времени оформления документации и организации
обработки судов и т.д. В этой ситуации все большее число судоходных компаний
предпочитают оплачивать достойный логистический и портовый сервис, уровень
которого в украинских портах растет, к сожалению, недостаточно быстро.

В целом, рассматривая портовую сервисную деятельность в рамках
международных рыночных отношений, правомерно сделать вывод, что агентская
деятельность в условиях жесткой конкуренции должна постоянно
совершенствоваться, четко и гибко реагировать на быстроизменяющиеся требования
рынка. Здесь возможно и усиление специализации агентств по видам грузов, а,
возможно, и по региональному признаку. Все диктуют особенности рынка нового
тысячелетия. Агенту жизненно важно определить свой сегмент рынка и быть там
хорошо узнаваемым. Во всяком случае, в условиях современного рынка портовых
сервисных услуг действия агента танкерного флота, пытающегося предложить свои
услуги в круизном бизнесе, выглядят, по крайней мере, несерьезно.

В сфере агентского бизнеса важно показать целеустремленность, доказать
наличие в агентстве квалифицированных портовых агентов в той или иной сфере
агентского бизнеса, предоставлять безукоризненный сервис в соответствии с
требованиями современного рынка услуг.

Вопросы рационализации современного рынка агентских услуг требуют
дополнительного исследования. Но путь рационализации, по мнению автора,
повышает эффективность агентской деятельности, позволяет осознанно и
безболезненно отказаться от того или иного вида деятельности, который в прошлые
годы был недостаточно эффективным. Естественно, развитие мирового судоходства
предоставляет все новые возможности для развития агентского бизнеса, которые
надо уметь своевременно учитывать и умело использовать.

Необходимо подчеркнуть, что рационализация не означает узкую специализацию
по видам услуг, и агентская деятельность в сфере портового сервисного бизнеса
все более усложняется. Степень этого усложнения будет в первую очередь зависеть
от инициативы и гибкости действующих на рынке портовых агентств.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что в проекте новой редакции приказа
Министерства транспорта и связи Украины "Платы за услуги, которые
предоставляются судам загранплавания в морских портах Украины"
предусмотрено значительное повышение ставок на агентские услуги и, в первую
очередь, за агентирование пассажирских судов и частных яхт. Хотелось бы, чтобы
качество работы наших агентств в какой-либо степени соответствовало не только
новым ценам, но и требованиям международных норм.

Селиванов В.В., заслуженный работник транспорта АРК, академик ТАУ для Журнал "Транспорт".