Единичные случаи загрязнений севастопольских бухт перерастают в серьезную комплексную проблему

2009-10-02 15:12:55

Экологическая ситуация в Черном море вокруг Севастополя, где базируются корабли ЧФ России, постоянно дает новые поводы для обеспокоенности.



Лишь несколько дней назад
Государственная Азово-Черноморская экологическая инспекция выявила в бухте
Карантинной два нефтяных пятна, в которых концентрация нефтепродуктов превышала
нормы в несколько тысяч раз.

И хотя это событие получило
определенный резонанс в украинских масс-медиа и даже на уровне дипломатических
ведомств двух стран, как оказалось, такие случаи не единичны.

О реальном состоянии дел
рассказали украинские эксперты, занимающиеся вопросами Крыма и, в частности,
проблемами базирования Черноморского флота РФ на территории Украины.

Как отметил в эксклюзивном
комментарии информагентству заместитель директора Центра ближневосточных
исследований Сергей Данилов, "подобные ситуации возникают достаточно
часто". По его словам, "не все случаи документируются, и еще меньшая
их часть становится известной общественности". Ситуация с выбросами
отработанных масел, других нефтепродуктов в Севастопольской бухте довольно
сложная, отмечает эксперт, – там осуществляется "не такой жесткий, как
нужно, экологический контроль".

Сергей Данилов рассказал, что
значительная часть судов – как гражданских, так и военных – сбрасывает
нефтепродукты в акваторию. Так они экономят свои средства, "поскольку
утилизация отходов требует значительных расходов". Среди предпосылок
такого положения вещей, по убеждению специалиста, – в том числе недостаточный
контроль со стороны ответственных структур Украины.

Руководитель Центра содействия
изучению геополитических проблем в Черноморском регионе "Номос"
Сергей Кулик со своей стороны подчеркнул, что подобные экологические проблемы
заложены еще с советских времен. "Ни один из кораблей Черноморского флота
РФ, кстати, с украинской стороны также, не оборудован современными системами
сбора отходов и их утилизации, – сказал С.Кулик, – поэтому продукты жизнедеятельности
выбрасываются в бухты". В этом контексте эксперт подчеркнул: "Какими
бы мелкими не казались эти единичные случаи, в действительности это – очень
большая комплексная проблема".

Комментируя проблему выбросов
нефтепродуктов в море, С.Кулик отметил, что проблема имеет два аспекта. "С
технической точки зрения и корабли, и их горюче-смазочные системы уже давно
устарели и не соответствуют современным требованиям. С другой стороны, как ни
странно, представители ЧФ России не проявляют особой заинтересованности в
сохранении и поддержании экологически чистой окружающей среды, будто они не
проживают здесь постоянно". При этом, по словам специалиста, российские
моряки уже даже отработали методы реагирования на ситуации загрязнения.
"Или они пожарными гидрантами отгоняют пятна от своих кораблей, или, когда
экологическая инспекция приходит с претензиями, они их просто не пускают,
мотивируя тем, что на это нужно разрешение генерального штаба, Минобороны
РФ", – объяснил С.Кулик.

Уже традиционным аргументом
представителей ЧФ России, по словам эксперта, стало их условие "решать
проблемные вопросы на межгосударственном уровне через комиссию". В итоге –
время проходит, и доказать их причастность к загрязнению становится очень
сложно, поскольку для анализа нужно сравнить пробы с пятна и из топливных
цистерн корабля, для чего необходимо как минимум иметь доступ на судно.

Между тем, как подчеркивают
украинские специалисты, для кардинального улучшения ситуации в акватории
Черного моря вокруг Севастополя необходимо предпринять целый комплекс
мероприятий. В первую очередь, ограничить выбросы нечистот в море. Это касается
как установления соответствующих очистительных систем на корабле, так и
контроля за сбросом отходов предприятиями города. Во-вторых, необходимо
провести исследование уровня загрязненности акватории в этом районе, на основе
которого разработать и провести мероприятия по очистке морской воды. Для
реализации подобного проекта, по оценкам специалистов, необходимо выделить из
бюджета страны почти 10 млн гривень.

Такая сумма во время кризиса
достаточно большая для регионального уровня. Однако, по мнению экспертов, если
и дальше медлить и не уделять этому вопросу внимания, экологическая проблема в
Севастополе может выйти за рамки денежного эквивалента, когда необходимо будет
массово спасать живые организмы в крымских бухтах.

Источник: Укринформ