Сухой порт: от НТП к логистическому центру

2009-09-22 13:15:37

Два года назад на месте бывших полей фильтрации была построена и сдана в эксплуатацию первая очередь Сухого порта. Партнер Одесского порта компания “Евротерминал” построила его как раз в тот период, когда ежегодный прирост объемов перевалки контейнеров составлял 30-35%.



Контейнерный терминал на Карантинном молу буквально задыхался от обилия
контейнеров, складировать которые из-за дефицита площадей становилось все более
проблематично. Выходом их этой патовой ситуации стал Сухой порт, который дает
возможность в будущем наращивать объемы контейнеров.

Не менее важное предназначение Сухого порта – разгрузить городские улицы от
грузового автотранспорта. С этой целью на территории 2,5 га создана
накопительная транзитная площадка (НТП). Первоначально она была рассчитана на
350 автомашин в сутки, а ныне ее пропускная способность – более 800. Что
сделано за эти два года? Какие планы строит компания и как воплощает их в
жизнь? Об этом мы беседуем с генеральным директором ООО
"Евротерминал" Людмилой Вараввой.

– На церемонии открытия первой очереди Сухого порта Вы пообещали, что Ваша
компания освоит всю выделенную территорию, т.е. 50 га, в течение нескольких
лет. Это даст возможность обрабатывать весь контейнерный поток, идущий через
Одесский порт. Как реализуется этот план?

– Как известно, со времен постройки пирамид еще никому не удалось уложиться
в смету и в сроки строительства. Это я говорю не для того, чтобы увести от темы
разговора. К сожалению, жизнь всегда вносит коррективы в любые планы. На
сегодня мы осушили 85% территории, которую наша компания в прошлом году
приобрела в собственность. Процесс осушения полей орошения оказался намного
сложнее, чем казалось на первый взгляд. Определенную роль сыграл и кризис:
снизились объемы перевалки контейнеров, меньше машин стало прибывать на НТП.
Однако мы не останавливались ни на один день. Сегодня, помимо накопительной
транзитной площадки, действует демпферная контейнерная площадка (1,5 га),
рассчитанная на единовременное хранение 1500 контейнеров. Планируемая же пропускная
способность всего комплекса Сухого порта – 1 млн
TEU в год. Сегодня эта цифра кажется нереальной, но
мы понимаем, что кризис не вечен, поэтому нужно развиваться.

– Что именно подразумевается под словом "развиваться"?

– Речь идет о развитии не только демпферной площадки, но и создании двух
зон: коммерческой и таможенной. Таможенная зона будет примыкать к пятой очереди
эстакады. Этот почти 2-километровый путепровод, который прокладывает Одесский
порт, свяжет транзитно-грузовой терминал (ТГТ) с Сухим портом. В сентябре
эстакаду планируют сдать в эксплуатацию. В таможенной зоне Сухого порта будет
создан таможенный комплекс со смотровой площадкой для досмотра контейнеров
контролирующими органами (таможня, пограничная служба, санитарный,
экологический и ветеринарный контроль и т.д.). Этот комплекс войдет в строй в
начале будущего года. Кроме того, на данной территории планируем создать
качественные крытые складские помещения для хранения грузов, формирования и
расформирования контейнеров, документального оформления, банковского
сопровождения и т.д. В перспективе это будет полноценный логистический центр,
который обеспечит широчайший спектр услуг по обработке грузов.

– Как уже было сказано, одна из важных задач Сухого порта – решение
транспортной и экологической проблем, выведение грузовых автомашин за пределы
города. Что уже сделано для этого?

– НТП как раз и была создана для того, чтобы убрать с улиц Пересыпи и
центра города большегрузный транспорт. Благодаря совместной работе с
коллективом Одесского порта и оператором контейнерного терминала компанией
"ГПК-Украина" нам удалось снять напряжение с улиц этого района
города, на которых раньше концентрировался большегрузный транспорт, создавая
заторы. Для упорядочения движения автотранспорта была создана диспетчерская
служба, регулирующая заезд автотранспорта в порт. Помимо транспорта,
перевозящего контейнеры, мы регулируем движение и другого транспорта,
следующего на терминалы Одесского порта. Разработана оптимальная схема его
движения.

– Строительство 5-й очереди эстакады и Сухого порта – часть проекта,
позволяющего полностью вывести большегрузный транспорт за пределы города.
Завершением этого проекта станет строительство автодороги от Сухого порта до
окружной трассы. Как решается эта задача?

– В апреле нынешнего года распоряжением городского головы создана рабочая
группа для согласования инвестиционных проектов "Сухой порт" и дорога
"Хаджибей-2" с Генеральным планом города. В нее вошли специалисты
управлений архитектуры, земельных ресурсов, транспорта и экологии. Им было
представлено предпроектное решение строительства дороги Хаджибей-2. Ее длина
около 4 км и пройдет она по полям фильтрации от границы Сухого порта до
окружной трассы вдоль ныне существующей Хаджибеевской дороги. Это позволит
вывести весь грузовой автотранспорт за пределы города. Стоимость строительства
этой дороги – порядка 100 млн грн. Помимо финансовых проблем, есть и другие. К
примеру, дорога "Хаджибей-2" пересекает две крупные магистрали –
строящуюся дорогу Север-Юг и окружную трассу. Это значительно усложняет нашу
задачу. Но, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, на кризисные
процессы, мы не останавливаемся, а движемся вперед. Если рабочая комиссия
примет наш проект и мэр утвердит его, то в будущем году начнется строительство
дороги. Надеемся, что к 2012 г. все улицы Пересыпи и других районов города
будут свободны от большегрузного транспорта. Это облегчит жизнь одесситам,
оздоровит экологическую обстановку в городе.

Татьяна Овруцкая,
Журнал "Транспорт"