Сокровища Черного моря изучат подводные археологи – (ФОТО)

2009-09-21 17:32:23

5 октября украинские подводные археологи начнут поднимать со дна фрагменты двух древних кораблей. Самый интересный груз – загадочный ларец. В нем и старые сапоги могут оказаться, и бриллианты…


С 7 по 23 августа ученые из
Института археологии НАН Украины исследовали дно Черного моря. Руководил
экспедицией директор Департамента подводного наследия Сергей Воронов. Недавно
он буквально на пару дней вернулся в Киев и рассказал «Газете по-киевски» о
двух сенсационных открытиях и о неромантичных буднях своей романтической
профессии.

Сергей реализовал мечту миллионов
мальчишек о поиске подводных кладов. Правда, на любимую работу есть только
полгода – остальные полгода он ищет спонсоров. Зато ехать далеко не надо – сокровищ
полно в Черном море. Хваленое Карибское и рядом не стояло, уверяет специалист.
По словам Сергея, подводная археология, несмотря на международный кризис, на
взлете. Но без спонсоров ничего бы не было.

– Полевые подводные исследования
вообще не финансируются бюджетом, – говорит Сергей. – Так что ищу спонсоров. И
они сами предлагают помощь: «Читал в интернете – это круто! А вам деньги не
нужны?». Потом приезжают на корабль и во-о-о-т такими глазами смотрят на все.
Это нормальные люди. И 90% – украинцы. Мы стараемся не связываться с импортными
деньгами. С ними труднее работать.

– А сувениры со дна спонсорам
дарите?

– С благодарностью от государства
нет проблем – знаки, именные часы, «подяки». Но со дна – нет! Если инвестор
говорит: «Вот из этих 200 амфор нельзя ли мне одну?» – я поясняю сразу: «И не
мечтайте. Вы первый в руках ее подержите, сфотографируетесь – вот вам и все
культурное наследие».

Что за сокровища в ларчике лежат?

Этим летом экспедиции удалось
обнаружить сенсационные находки – хорошо сохранившиеся корабли разных эпох.
Один – 11–13 вв., второй – 18–19 вв. Первое, более древнее судно археологи
назвали «форосским» – оно затонуло недалеко от Фороса. Второе – «гриновским»,
мол, в своих романах Александр Грин описывал парусники именно такими.

– Самое древнее судно мы нашли в
20 км от Фороса на глубине примерно 140 м, – прямо напротив Горбачевской дачи.
Сначала мы думали, что это византийский корабль 9–10 вв., но по керамике
определили, что все-таки 11–13 вв. Возможно, корабль принадлежал одной из
итальянских республик – Венеции, Генуе или Пизе (именно в эти годы они
колонизировали Южный берег Крыма). Судно – скорее всего, галера – гигантское по
тем временам: 50 метров в длину. Уникален корабль и тем, что на 70% сохранился.
Палубные доски, обшивка, мачты, реи, весла…

Археологи обнаружили на нем три
десятка амфор, но это явно не «главный приз». Что еще найдут в заиленном трюме
корабля, кроме «банальной» керамики, пока неизвестно. Но учитывая, что в те
времена спасательные средства не практиковались, вероятно, люди бросались
вплавь и много чего оставили на борту – жизнь дороже. Оставили и «предмет,
похожий на кованый сундук». Размер интригующей находки – полметра на полметра.
Стоит просто посреди палубы. Именно ларец будут поднимать первым. На участие в
таинстве уже выстроилась очередь из профессиональных аквалангистов.

– И что в нем может быть?

– Непредсказуемо. Поскольку
корабль с неопределенными функциями, то все что хотите. От золотых монет и
драгоценностей до какой-нибудь переписки. Пергаменты, кстати, могут сохраниться
благодаря слою сероводорода.

В подъеме будут участвовать шесть
сильнейших аквалагнистов. У них будет всего лишь 10 минут и три попытки. Чтобы
ларец не рассыпался, на него надвинут специальный контейнер, а потом будут
медленно поднимать.

Тонны мрамора для ялтинского
дворца

Второй корабль – «гриновский» – в
длину 30–40 м, лежит на глубине 139 м. Под завязку загружен мраморными плитами.
Вероятно, они и стали причиной кораблекрушения.

– Мрамором загружены оба трюма,
часть плит лежала на палубе. Это был явный перегруз, – предполагает Сергей
Воронов. – Возможно, капитан решил больше заработать. Но попал в шторм, груз
сместился, завалился центр тяжести – и корабль утонул.

Мрамор, как думают археологи,
предназначался для строительства одного из дворцов Ялты. Тайна, возможно,
откроется 5 октября, когда поднимут один из блоков. Далее нужно будет просто
сравнить строительный материал.

Пассажиры вертолета застыли в
креслах, как манекены

Самой интересной своей находкой
Сергей Воронов считает библиотеку с эсминца «Лейтенант Зацаренный», который
затонул в годы Первой мировой возле острова Змеиный. Записки, личные письма,
книги с секретными приказами, лоции, карты минных полей сто лет пролежали на
дне Черного моря. И все читабельно! Библиотека преподнесла и любопытную
загадку.

Все «кирпичики» книг были без
обложек и переплетов. Археологи не могли понять, почему «начинка» сохранилась,
а «оболочка» – нет. Разгадка была в… бычках. Оказалось, что рыбкам пришелся
по вкусу столярный клей, которым обрабатывали книги.

Были и страшные находки.
Например, эсминец «Дзержинский», затонувший в 1942 году.

– Да, людей там нет, но есть
ошметки одежды, куски тельняшки. Пулеметы сведены и нацелены в небо. Жизнь
приостановилась. И чем глубже лежит корабль, тем печальнее это выглядит.

Но самая шокирующая находка
команды Сергея – не корабль, а палубный вертолет Черноморского флота Ка-25. Это
братская могила на глубине 1060 м, законсервированная в сероводородном слое.

– Мы случайно наткнулись на него
в 2006 году во время совместной украинско-американской экспедиции. Судя по
налету ила, ему лет 25–30. Когда американский робот заглянул внутрь, мы увидели
на мониторах, что в креслах, будто манекены, сидят пристегнутые пассажиры.
Около двух десятков. Одна из многих засекреченных в советское время аварий…
Мы сообщили координаты российскому консульству, нас поблагодарили, но какова
дальнейшая судьба вертолета – неизвестно.

«А «Титаник»-то уже разграбили»

Выдающийся морской археолог
Роберт Баллард нашел «Титаник», прославившись на весь мир. У Сергея Воронова,
который, кстати, дружит со знаменитым американцем, тоже есть корабль-мечта –
санитарное судно «Армения». Он ищет его три года.

– Это одна из самых трагических
катастроф в истории. После налета немецкого летчика погибло 7 тыс.
эвакуированных из Севастополя, раненых из 23 госпиталей, медперсонал. Выжили
всего 8 человек. Их родственников найти не удалось. Но осталось уже мало мест в
Черном море, где мы не искали «Армению». Предел глубины был до 700 метров,
теперь попробуем до 1200 метров.

Разрекламированное Карибское море
Сергея привлекает меньше, чем Черное.

– Мы сейчас настолько загружены
работой, что мечтать о Карибском некогда. Хотя французы пригласили поискать
каравеллы. Может, зимой поедем. Роберт Баллард предлагает совместные экспедиции
в Средиземном, Эгейском морях.

– А на «Титаник» Баллард вас
приглашал?

– Он сам на «Титаник» ходит
редко. Его очень удручило увиденное в позапрошлом году – все растаскивается.
Глубина около 4 тыс. м не проблема, туда погружаются обитаемые аппараты –
российские, французские, американские. Это туристический бизнес. Каждое
погружение кончается взятием сувениров.

Дошли до того, что уже ванну
капитана Смита подготовили на сувенир. Баллард так и не смог добиться
присвоения «Титанику» статуса международного морского мемориала. Сейчас идет
спор между Канадой, Англией и США, поскольку «Титаник» лежит в нейтральных водах.

– Неужели вы не мечтаете там
побывать?

– Я больше мечтаю в Черном море
найти что-нибудь этакое. Мы еще не работали серьезно на глубине 2 км –
котловина Черного моря. Баллард и я уверены, что там можно найти античные
корабли в идеальной сохранности. Внутри могут быть папирусы, драгоценности. Но,
безусловно, если Роберт пригласит на «Титаник», то почему бы и нет.

Самые ценные подводные объекты

1. «Форосский» корабль.
Приблизительно 11-13 века. Предположительно класс корабля – итальянская галера.
На 70% сохранен. Лежит на глубине 130 м.

2. «Гриновский» корабль. Парусник
18-19 века. Генеральный груз в трюмах – мрамор, предназначавшийся для
строительства дворца. Лежит на глубине 139 м.

3. Теплоход «Ленин». Братская
могила. Официальное количество погибших – 900 человек. Затонул в 1941 году
всего за 10 минут. Возможная причина крушения – подрыв на плавучей мине. Лежит
на глубине 97 м.

4. Немецкий транспортный корабль
«Санта Фэ». Затонул в результате подрыва на мине в 1943 году. Вез более 3 тыс.
тонн вооружения. 3 пушки похитили «черные» дайверы. Лежит на глубине 21 м.

5. Немецкий транспортный корабль
«Волго-Дон» («Wolgo-Don»). Затонул в 1943 году. 80% сохранности. В трюме среди
прочего кассеты с авиабомбами, автомобиль и мотоцикл. Лежит на глубине 25-30 м.

6. Болгарский транспорт «Варна».
Затонул в 1943 году в результате торпедной атаки с советской подлодки. Вез
боеприпасы. На 50% сохранен. Лежит на глубине 50 метров.

7. «Цесаревич Алексей».
Транспортный корабль российского императорского флота. Затонул в 1916 г. от
подрыва на мине. Генеральным грузом было 1120 тонн сахара для Кавказской Армии.
Лежит на глубине 47 м.

8. Российский транспорт «Ростов».
Атакован немецкой подлодкой в 1918 году. Сохранились два паровых котла. Лежит
на глубине 19 м.

9. Грузовой теплоход ЧФ «Жан
Жорес». На 70% сохранен. В трюмах масса вещей, остались даже бутылки из-под
шампанского – праздновали Новый 1942 год. Затоплен 16 января 1942 г. после
атаки немцев. Лежит на глубине 15 м.

10. «Святой Александр». Один из
самых крупных линейных кораблей ЧФ Российской империи. Затонул в 1786 году,
налетев на подводные камни. Лежит на глубине 6 м.

11. «Агнес Блейки». Английский
двухмачтовый бар. Возможно, назван в честь реального человека – Agnes Blaiki,
жены мэра г. Абердина Томаса Блейки. Корабль богат на находки и стал объектом
грабежа для «черных» дайверов. Лежит на глубине 86 м.

12. Эсминец «Дзержинский». В 1942
году подорвался на мине. Погибло 158 членов экипажа и 110 военных. Лежит на
глубине 120 м.

13. Минный тральщик «Дооб».
Затонул в 1942 г., подорвавшись на мине. Лежит на глубине 26 м.

14. Транспорт «Игнатий Прохоров».
Затонул в 1922 году. На 70% сохранен. Обнаружена табличка с годом строительства
(1886 г. в Англии), судовой журнал. Лежит на глубине 90 м.

15. Броненосец «Екатерина
Вторая». Толщина брони доходила до 4 м. Затоплен в 1908 г. На 80% сохранен.
Лежит на глубине 139 м.

16. Минный заградитель «Прут».
Экипаж корабля присоединился к восстанию на броненосце «Потемкин» в 1905 г. В
1914 году, пересекшись с немецко-турецким крейсером, капитан принял решение
затопить корабль. Лежит на глубине 110 м.

17. Немецкий транспорт «Тотила»
(Totila). Название – в честь восточно-готского короля. Затонул в 1944 г. после
бомбардировки советскими самолетами. Официально погибли 500 солдат Вермахта.
Лежит на глубине 97 м.

Все они, кроме «гриновского» (по
нему еще предстоит оформить документацию), будут защищены постановлением
Кабмина о присвоении статуса охранных историко-археологических территорий.

А вы знаете, что…

…Черное море «пиратистее»
Карибского

Черное море – Клондайк для
археологов всего мира. Здесь идеальные условия – сероводород и древнейшая
история. Сергей Воронов говорит, что в 2006 году они обнаружили окаменелости
носорога и дикого коня, которым от 7 до 25 млн лет. Роберт Баллард ищет в Черном
море следы Великого потопа, произошедшего по легенде 7 тыс. лет назад.

Он уверен, что на глубине 200
метров, когда море было пресным озером, должны остаться следы портовых
сооружений и даже древних городов. На побережье было много городов итальянских
республик, воевавших друг с другом. Очень активным было пиратство – в этом
плане Карибское море просто отдыхает по сравнению с нашим. Византия и Рим
посылали флотилии и эскадры, чтобы на какое-то время прекратить бардак.

Особенно буйствовали тавры,
которых в современном мире можно сравнить с сомалийскими пиратами. Ночью на
легких парусно-весельных судах они облепляли корабль-жертву со всех сторон и
проводили мгновенный абордаж. А если византийцы прижимали их к берегу, то
экипаж просто поднимал лодку на руки и убегал.

Азовское море археологи считают
бесперспективным. Во-первых, шторм разбивает любой объект на глубине 20 м.
Глубина Азовского моря – 14 м. Во-вторых, в 19-м–начале 20 века, судя по
метеосводкам, море промерзало до дна. А лед рвет как бумагу даже броню.

…сероводород – природный
консервант

То, что затонувшие объекты так
хорошо сохраняются в Черном море – «заслуга» сероводорода, слой которого сейчас
на глубине 207 метров. Но в разные периоды он был ниже или выше 100 метров. Так
что корабли проходили этап консервации. Но на поверхности добытое со дна моря
дерево сразу превращается в труху, поэтому в Украине создается лаборатория по
консервации.

Большую помощь оказывает археолог
Роберт Баллард. Все, что достается со дна, хранится в фондах Института археологии.
Специалисты обрабатывают артефакты – и передают в музеи Украины. Работают
морские археологи и над созданием своего национального морского музея.

…целый корабль пока поднять
нельзя

Корабли специалисты собираются
поднимать по частям. В Украине пока нет техники и денег, чтобы вытащить на
поверхность целое судно. На богатом Западе такие подъемы практикуются.
Например, в Стокгольме есть музей одного корабля «Васа». Но, по словам Сергея,
на это мероприятие было потрачено 20% бюджета города. Для нас это фантастика.

…на «черных» дайверов будут
охотиться пограничники

Находки морских археологов
привлекают и «черных» дайверов. Любители прихватить что-то «на память» и
профессиональные расхитители гробниц не дают покоя. В основном берут небольшие
вещицы: на сувениры или на заказ толстосумам. Заказчики – 99% российские.

Недавно государство пообещало
помочь в борьбе с кладоискателями. Кабмин вскоре должен принять постановление о
присвоении 16-ти самым ценным объектам статуса охранных историко-археологических
территорий. После этого их на законных основаниях будут охранять пограничники.

…робот-археолог – гордость
Украины

Еще один предмет гордости наших
археологов – робот «Софокл». Он, конечно, выглядит неопытным юнцом рядом с
такими «дядями», как высокотехнологичный американский «Геркулес», способный
погружаться на несколько километров, зато он сделан в Украине – в
судостроительном университете в Николаеве. Обошелся «Софокл» в $20 тыс. Сейчас
робот улучшают для подводных работ 5 октября – добавляют манипуляторы,
увеличивают мощность осветителей.

Вячеслав ВЕРЕМИЙ, Газета
по-одесски