Как выжить в пиратском плену – курс на суше. Защита моряка: прожекторы, дубинки и запертые двери

2009-09-15 13:05:36

В пору, когда одесситы все чаще становятся заложниками пиратов, «Сегодня» решила выяснить, как в морских вузах обучают студентов поведению в нестандартных ситуациях. Как рассказали в мореходке, в курс «Основы безопасности жизнедеятельности» ввели обзорные моменты о существовании такой угрозы. Детально тему «прорабатывают» только с офицерами.


В Центре подготовки и аттестации плавсостава Морской Академии готовят
офицеров, отвечающих за охрану, —
Ship security officer. Правда, на курсах делают акцент на том,
как на борту «зайца», оружие или наркотики обнаружить, как погасить бунт и
отыскать вора. Самим же морякам оружие иметь запрещено. «Если в одесском порту
еще выпустят за определенную сумму, то в другом и посадить могут», —
откровенничает капитан Александр Стольц.

А вот в случае нападения пиратов одесситам рекомендуют вести себя спокойно
и не проявлять геройства, собраться в одном помещении и ждать… «Готовиться к
нападению — бесполезно. Но иногда помогает «вахта бдительности» — с прожектором
стоишь и смотришь. Да если на тебя лезет пират с пистолетом, ты против него —
ноль, — делится бывалый моряк Станислав. — По опыту скажу, когда пираты
забрасывают на борт «кошку», чтобы взобраться, чистое везение, если в руках
окажется что-то увесистое, например, дубинка. Тогда можно ударить пирата и
отправить его за борт».

Курсанты мореходки о пиратах раньше времени предпочитают не говорить.
«Куратор сказал, что нужно выбирать компанию с авторитетом, чтоб «не
вляпаться». Но за 4 года обучения мы должны набрать год практики. Поэтому
выбирать особо не приходится. Лично я хочу попасть на пассажирское судно, их не
берут в плен», — поделился третьекурсник мореходки Макс Сарычев.

«Когда на нас напали, — вспоминает Вадим, моторист танкера «Сайга»,
захваченного у Африки в конце 90-х, — негры бегали по коридорам и стреляли, мы
сбежались в машинное отделение — там безопаснее всего, неудобно для обстрела.
Катер у них был наш, видать, получили в качестве гуманитарки. Все негры
закончили высшую военку в Ленинграде и все говорили по-русски! Особо не
издевались, побили только боцмана, токаря и кока — те матерились и сопротивлялись».
Сейчас Вадим выработал свои личные правила безопасности: не выходить на палубу
в опасной зоне, а то могут выкинуть за борт или даже убить во время штурма. Не
сопротивляться. Изнутри в машинном отделении закрывать все двери на замки.
Прятать ценные вещи. «Пираты у меня кассетник стянули, — говорит морской волк.
— Правда, спустя 8 лет, мне какой-то негр перечислил две тысячи долларов.
Видать, попался, и его обязали».

ПУГАЮТ МАНЕКЕНАМИ

Украинские циркуляры предписывают морякам «воздерживаться от актов
героизма», если пираты уже на борту, потому офицеры применяют смекалку и
уповают на фарт. «На борту выставляют манекены в униформе с муляжами оружия.
Между ними ходит член экипажа и изображает общение», — поделился ноу-хау
преподаватель Дмитрий Осадчук. «Мой приятель носил в руках игрушечный пистолет,
и на его судно не напали. Так что даже ерунда может сработать», — рассказал
студент Егор Ефимов. Чтобы не пустить пиратов, используют водометы, ракетницы,
вывешивают бочки на стальных тросах, наваривают выносные сетки, обматывают
борта армированными заготовительными лентами, лезвия которых глубоко ранят,
стараются проходить опасные зоны на максимальной скорости.

Ольга Князь, "СЕГОДНЯ"