2009-09-07 15:08:41

Минтранс собирается ввести скидки на перевалку транзитных грузов в морских и речных торговых портах. По отдельным позициям дисконт составит 40-50%. Однако портовики не уверены, что утерянные за восемь месяцев грузопотоки удастся вернуть так скоро, как прогнозируют чиновники.


На сайте Министерства транспорта появился проект приказа «О размерах скидок
к предельным аккордным ставкам платы за выполнение погрузочно-разгрузочных
работ с транзитными грузами в портах Украины». В документе предлагается ввести
скидки на перевалку целого ряда грузов, традиционно следующих транзитом через
морские ворота Украины. Право предоставлять дисконт получили такие порты, как
Ильичевский, Керченский, Мариупольский, Рени, Усть-Дунайский, Херсонский,
Одесский, Южный и Бердянский. Наиболее часто встречающиеся позиции, на которые
грузовладельцы смогут получать скидку, — чугун, черные металлы, зерно, уголь и
руда. Кроме того, в транспортном ведомстве считают целесообразным установить
скидку в размере 50% на зерно и химические грузы, следующие транзитом через
судоходный канал «Дунай — Черное море».

Как говорится в проекте приказа, документ разработан на основании проведенного
анализа финансово-экономических результатов работы портов в первом полугодии, а
также на базе предложений портов по введению таких скидок, которые также
подкреплялись экономическим обоснованием. Мониторинг этих показателей привел
Минтранс к неутешительным выводам: в первом полугодии при отсутствии скидок
объемы перевалки транзита снизились на 7 млн. т (по данным Госкомстата, на
24%), а недополученные доходы портов составили почти $25 млн. «Данный акт
подготовлен с целью недопущения дальнейших финансовых потерь портов», —
говорится в объяснительной записке к приказу. Чиновники полагают, что принятие
нормативного акта позволит портам вернуть утраченные в 2009 г. транзитные
грузопотоки и привлечь до конца года дополнительный транзит в объеме около 4,8
млн. т. «Согласно прогнозным расчетам портов, при условии действия скидок
планируется во втором полугодии 2009 г. получить от выполнения
погрузочно-разгрузочных работ с транзитными грузами около 150 млн. грн.
доходов», — уверяют разработчики приказа.

Заметим, цитата из объяснительной записки к проекту приказа свидетельствует
о том, что документ планировалось ввести в действие как минимум к началу
второго полугодия. Портовики же утверждают, что свои предложения по скидкам они
подали в транспортное ведомство еще в ноябре прошлого года — при формировании
бюджетов и финансовых планов на следующий год. Как рассказали представители
морских гаваней, они рассчитывали, что новый приказ вступит в силу сразу после
окончания срока действия предыдущего (1 января 2009 г.). Это позволило бы
удержать грузовладельцев и продлить контракты с существующими контрагентами на
следующий тарифный год. Однако этого не произошло, следствием чего стали
катастрофические, как утверждают в портах, потери на «транзитном» фронте.
«Только на казахской нефти, которая с начала года ушла в российские порты, мы
за восемь месяцев потеряли около 4 млн. т транзитной перевалки», — сетует
замначальника Одесского порта Юрий Васьков. Однако скидка на нефтяной транзит
для Одессы не попала в разработанный проект приказа — порту разрешили давать
привилегии только при перевалке чугуна и черных металлов. Хотя тут рады и
этому: «По этим грузам речь будет идти, конечно, не о миллионах, но о сотнях
тысяч тонн груза, что нам сейчас совсем не помешает», — говорит Юрий Васьков.

Впрочем, не все порты разделяют оптимизм чиновников в части скорого
возвращения в украинские гавани утраченного транзита. «Потерять грузопоток
можно за два дня, но чтобы его потом восстановить, понадобятся годы», —
констатирует начальник Херсонского порта Андрей Егоров. Поэтому хозяйственник
не берется прогнозировать, насколько вырастет грузопоток после введения скидок.
«Ежемесячные 40 тыс. т российского угля, которые мы имели в конце прошлого
года, совсем не гарантируют, что сегодня с возвращением скидки это будут те же
40 тыс. т. Конкуренты ведь тоже учитывают нашу тарифную политику при
формировании своей», — уверен господин Егоров.

В целом же портовики как один сетуют на негибкость транспортного ведомства,
которое не реагирует оперативно на конъюнктуру рынка. «Уже сентябрь, а приказ,
потребность в котором назрела еще в январе, только разработан. Сколько еще
пройдет времени, прежде чем его подпишут и утвердят в уполномоченных органах,
неизвестно», — разводит руками Андрей Егоров. «В то время как госпорты потеряли
в перевалке 20%, за тот же период у частных стивидоров объемы на 20% выросли.
Все потому, что они более гибки в принятии решений», — вторит ему Юрий Васьков.

Екатерина ГРЕБЕНИК, Экономические
известия