2009-09-01 17:34:45

Заправочная станция на воде – что это? Ключевым аспектом при определении правового режима заправочной станции на воде (далее — ЗС) является локализация таких объектов.



В случаях, когда речь идет о ЗС,
расположенных на водной поверхности внутренних водных путей Украины, эти ЗС
охватываются понятием «плавучее сооружение» и подпадают под регулирование
«Правил судоходства на внутренних водных путях Украины», утвержденных приказом
Минтранса №91 от 16.02.2004 г. Согласно этому документу, «плавучее сооружение»
— это любое плавучее сооружение, которое обычно не приспособлено для
перемещения.

Очевидно, что такое определение
подходит и для тех ЗС, которые базируются в прибрежной зоне морских акваторий.

С другой стороны, остается
неясным, подпадает ли плавучая ЗС под категорию «судно», поскольку в украинском
законодательстве содержится не менее десятка определений понятия «судно», и
минимум четыре из них определяют судно как «самоходное или несамоходное плавучее
сооружение».

Означает ли это, что плавучая ЗС,
являясь, например, несамоходным плавучим сооружением, может при этом являться
судном (и подпадать при этом под соответствующий правовой режим)?

Учитывая изложенный ниже порядок
проектирования и регистрации таких объектов, очевидно, что плавучая ЗС является
судном.

В Российской Федерации, где
данный сегмент рынка заполняется более интенсивно, проблема регулирования уже
стала актуальной.

Предприятия, которые занимаются
серийным выпуском плавучих ЗС, столкнулись с проблемой лицензирования таких
объектов.

В связи с отсутствием в
российском законодательстве понятия «несамоходная плавучая заправочная
станция», соответственно отсутствует и однозначный список разрешительных
документов для их эксплуатации.

Поэтому в настоящее время к
плавучим заправочным станциям, продающим бензин и дизельное топливо в розницу
для частных лиц (покупателям отпускается 10, 20, 50 л) в различных ведомствах
регионов применяются разные, порой необоснованно завышенные для перестраховки
требования, проводятся аналогии с нефтяными терминалами и бункеровочными
базами.

Хотя бункербазы и
суда-бункеровщики заправляют морской и речной транспорт в промышленных
масштабах: за одну операцию перемещаются десятки и сотни тонн судового топлива.

Возможные пути решения проблемы.
Без сомнения, и в Украине производителям и эксплуатантам плавучих ЗС придется
столкнуться с похожими трудностями. Если следовать по «российскому пути»
решения, то вероятнее всего, такие объекты должны быть квалифицированы как
несамоходный наливной бункеровщик.

Что касается постройки плавучей
ЗС, то здесь можно порекомендовать следующее.

Во-первых, специфику объекта
(особенно требования к экологической и пожарной безопасности) необходимо
учитывать уже на стадии проектирования; проект должен разрабатываться в
соответствии с правилами классификации судов внутреннего плавания с учетом
требований, предъявляемым к судам, которые предназначены для перевозки опасных
грузов. Проектирование осуществляется под техническим надзором Регистра
судоходства Украины.

Затем проект направляется для
экспертизы в Регистр судоходства Украины, который по результатам такой
экспертизы дает свое заключение. Далее следуют испытания плавучей ЗС, по итогам
которых Регистр судоходства Украины выдает классификационную документацию на
данный объект.

После этого осуществляется
регистрация объекта в инспекции Главного государственного регистратора флота.

Артем КРЕНБОК, юрист ЮФ «Василь
Кисиль и Партнеры», для ukroil.com.ua