Балтийский фрахтовый индекс: отложенные надежды

2009-08-31 08:51:07

Согласно ожиданиям экспертов, фрахтовые ставки в третьем квартале 2009 г. будут падать, так как спрос на сухогрузный тоннаж со стороны Китая снижается, другие же страны не способны это компенсировать.



В августе Балтийский фрахтовый индекс (БФИ), являющийся барометром цен на
перевозку таких грузов как железная руда, уголь, зерно и удобрения,
продемонстрировал наиболее резкое падение – свыше 35% – за период с октября
2008 г. Тогда ставки снизились даже ниже уровня безубыточности.

Специалисты отмечают, что сегодня фрахтовый рынок отражает реальную
ситуацию в мировой экономике. По их мнению, в последнее время все более заметен
разрыв между «бумажным» и реальным физическим рынком, также как и то, что
основной причиной этого является деятельность хедж-фондов и различные
спекуляции.

На этой неделе БФИ упал ниже 2500, что намного меньше максимума за 2009 г.
– 4291, зафиксированного 3 июня. Тем не менее, это все же почти в четыре раза
выше, чем показатель декабря 2008 г., ставший минимальным за последние 22 года.

В первой половине этого года БФИ стремительно рос благодаря спросу со
стороны Китая на железную руду и уголь, основное сырье для сталелитейной
промышленности. Так, в июле страна импортировала около 55% объема мировой
торговли железной рудой и около 10% – углем. Огромные очереди возле основных
портов осложняли поставки и привели к повышению фрахтовых ставок, однако такая
ситуация вряд ли будет продолжаться.

«Нет сомнений, что последние несколько месяцев были беспрецедентными с
точки зрения аппетита Китая к железной руде», – считает эксперт швейцарского
банковского концерна
UBS AG. Хотя ставки могут начать повышаться уже
в четвертом квартале, аналитики ожидают в третьем квартале 30% падения БФИ по
сравнению со вторым.

В основном после почти полного штиля в конце прошлого года индекс
«подталкивали» суда «кейпсайз», самые крупные из четырех классов судов,
учитывающихся при расчете БФИ. Они используются при перевозке железной руды на
основных маршрутах в Китай из Австралии и Бразилии, главных поставщиков этого
сырья. На транспортировке железной руды занято около 75% мирового тоннажа
«кейпсайзов». В июне средние ставки для судов этого класса подскочили до почти
$90 тыс. в сутки с $9 тыс. в январе. Сейчас ставки сохраняются на уровне около
$40 тыс. в сутки. Однако ставки для других классов судов особо не повышались.

Китай импортировал железную руду для удовлетворения спроса, поддерживаемого
стимулирующим пакетом правительства. Даже после начала спада мировой экономики
китайский импорт из Австралии и Бразилии вырос в 2008 г. на 13% по сравнению с
2007 г. и на 43% в июне 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого
года.

Соответственно этому производство стали в Китае в июне выросло на 5,3% по
сравнению с показателями июня 2008 г. По словам аналитика инвестиционного банка
Barclays Capital, китайский спрос на железную руду сейчас самый
мощный в мире, однако рекордные уровни импорта этого года пока еще не были
поглощены соответствующим уровнем потребления.

По его мнению, сейчас вероятен спад спроса со стороны КНР. «Спрос не
обвалится и не упадет вдвое, но страна не может поддерживать импорт (железной
руды и угля) на таком уровне», – сказал он. Эксперт уверен, что, если не
подоспеет спрос со стороны стран Организации экономического сотрудничества и
развития, фрахтовые ставки будут падать.

Специалист инвестбанка Citigroup, в свою очередь, считает, что сейчас рынок уже начал снижение цен, так как
Китай, скорее всего, сократит объем своих «огромных закупок железной руды». По
его мнению, ставки для судов «кейпсайз» будут продолжать уменьшаться. На
четвертый квартал 2009 г. он прогнозирует ставки в районе $37 тыс. в сутки, а
на 2010 г. – около $29 тыс.

Он также отметил, что загруженность портов будет снижаться, к тому же, как
в этом, так и в следующем году запланирован спуск на воду большого количества
новых судов. Основные порты Китая также сейчас демонстрируют режим загрузки,
способный повлиять на ставки в сторону их снижения.

По мнению С.Хаджры, исполнительного директора Судоходной корпорации Индии (SCI), на самом деле особой перегруженности
портов и не наблюдалось. Когда БФИ достиг своего пика в июне, одним из
повлиявших на его рост факторов, можно было, конечно, назвать некоторую
загруженность портов, в частности, в Австралии. Но в последние несколько
месяцев почти повсюду в мире она практически не наблюдается.

Спрос на железную руду в основных европейских портах все еще низок из-за
экономического спада. К примеру, в Роттердаме, крупнейшем европейском порту, перевалка
железной руды во втором квартале снизилась на 76% по сравнению с аналогичным
периодом 2008 г. Грузооборот железной руды порта Антверпен, второго по размеру
в Европе, снизился на 97% во втором квартале 2009 г. по сравнению с
апрелем-июнем прошлого года.

В соответствии с этим объем мирового производства стали снизился в первом
полугодии на 21% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. При этом за 49%
его объема ответственен Китай. Без учета этой страны падение составило 35%. При
этом в июне были отмечены самые высокие объемы производства – на уровне осени
2008 г.

В основном же за первые шесть месяцев года все основные регионы показали
спад объемов производства стали по сравнению с аналогичным периодом 2008 г.
Евросоюз (27 стран) сократил их на 43%, Европа (не входящие в ЕС страны) – на
21%, СНГ – 32%, страны НАФТА (Североамериканского соглашения о свободной
торговле) – 49%, Южная Америка – 35%, Африка – 22%, Средний Восток – без
изменений, Океания – 48%. Объем производства стали основных азиатских стран без
учета Китая упал на 27%, с ним – на 8%.

«Принимая во внимание текущий грузооборот, ситуация – хуже не бывает», –
заявил коммерческий менеджер по сухим грузам порта Антверпен. Тем не менее, по
мнению аналитиков, на горизонте обозначились некие позитивные признаки. Хотя
результаты третьего квартала будут, скорее всего, неутешительными, к концу 2009
г. спрос на железную руду может начать расти и за пределами Поднебесной.

Представитель порта Роттердам отмечает, что спрос на железную руду в Европе
зависит в основном от ситуации в металлургической промышленности Германии.
Согласно его прогнозу, активность в четвертом квартале начнет расти. В порту
Антверпен с этим мнением согласны, ожидая роста активности сталелитейных
заводов в ноябре-декабре.

Что касается теперешней ситуации, то, по словам С.Хаджры, почти во всех
сферах перевозок – танкерных, сухогрузных и контейнерных – ситуация настолько
«страшная», что все больше судов ставится на прикол. Теперешние фрахтовые
ставки даже не способны покрыть операционные расходы большинства операторов.

По мнению специалиста, пройдет еще много времени, прежде чем начнется
настоящее восстановление рынка. В то же время он считает, что ставки дальше
снижаться не будут, так как, если эта тенденция продолжится, с рынка начнется
отток тоннажа путем отправки судов на слом или их постановки на прикол.

Источник: Транспортный бизнес.