Климакс украинской власти

2009-08-25 18:23:16

Автор был непосредственным (хотя и не слишком активным) участником воистину уникальнейших событий 1989-91 гг. завершившихся самодемонтажем великого Союза ССР и возникновением независимой Украины. Именно поэтому очередная годовщина Независимости вынуждает еще раз подвести итог содеянному.


Справка. Климакс – в физиологии – период угасания половых функций с
возрастом.

От автора к справке. Известно, что после окончания климакса: «Баба ягодка
опять». Только родить детишек уже не может… А наша власть…

Упреждая возможные обвинения в попытке защитить плановый социализм, хочу заявить:
Самодемонтаж СССР в 1991-м есть вполне логичным завершением происшедшего в октябре 1917 г. Ведь история доказала
бредовость идеи силового перехода к господству общественной собственности на средства
производства. СССР, возникший как
попытка ее реализации, не выдержал конкурентной борьбы со странами, где примат
частной собственности на средства производства на протяжении сотен лет
определял всЁ!. Такая же судьба
постигла и другие страны социалистического лагеря.

Увы! Но этот переход был совершен не какими–либо пришлыми варварами, а нашими
плоть от плоти дедами (дедами – для моего поколения).

Конечно, США и другие конкуренты СССР, «помогли» нашей великой стране уйти
в прошлое. Но, определило происшедшее грубейшая политэкономическая ошибка – привнесенная извне вера в более высокую
эффективность общественной собственности на средства производства как способ
соединения трудящихся со средствами производства. Ведь именно эта форма
собственности вступила в глубокое противоречие с сущностью человека и он же
вернул все на круги своя в конце 1980-х и начале 1990-х. И даже Куба, видимо,
возвращается к примату частной собственности на средства производства.

Пожалуй, главный плюс событий
18-летней давности
: Мы с ужасом узнали как
(!)
плохо мы живем. И, осознав сей
факт, сделали достаточно для наших внуков и детей дабы они жили несравненно
лучше. Их лучшая жизнь состоится! Но какую цену уже пришлось заплатить и,
главное, какие платежи за независимость
широком смысле слова) еще предстоят
и в каком государстве наши потомки будут благоденствовать… и будет ли оно
вообще… Может быть, моему поколению
пора начинать каяться?…

Пытаясь определить цену нашей независимости перейдем к главному минусу-1991.

Вымирание.

Мои сверстники хорошо помнят каким плохим нам казалось здравоохранение
СССР. Его не стало. Взамен получили нечто худшее. Причем и тут мы уникальны – у
нас хуже, чем у большинства наших
сотоварищей по социалистическому несчастью.

Печальная статистика смертей украинцев – открытый документ. Ежемесячно мы
имеем возможность погоревать над числами, которые опубликовывает Госкомстат. Увидев
эту печаль наши сладкоголосые политики, дерзну предположить, должны были бы дать
нации реальные средства остановки развернувшегося с 1991 г. самогеноцида. Речь
идет о создании и запуске реальных механизмов перехода к восстановлению нас –
хотя бы как «людского ресурса» (терминология нОнешних кадровиков).

Ведь нет нации – нет политиков. Забота о нашем приумножении (в количестве и
качестве) родовая обязанность политиков. Пока что им не до нас. Хочется верить, что
«пока что». Или они уже не собираются быть избранниками исчезающей нации? Или вожди наши уже вошли в своеобразный политический климакс?
Обратимся к числам (Таблица 1).

Таблица
1.


Всього померлих

%% до 1991 р.

В т.ч., від хвороб системи
кровообігу

%% до 1991 р.

Приріст померлих, всього

В т.ч., приріст померлих від хвороб системи кровобігу

1990

630


333




1991 – база

670

100%

349

100%

0

0

1992

697

104%

360

103%

27

11

1993

742

111%

408

117%

72

59

1994

765

114%

432

124%

95

83

1995

793

118%

450

129%

123

101

1996

777

116%

447

128%

107

98

1997

754

113%

446

128%

84

97

1998

720

108%

434

124%

50

85

1999

739

110%

449

129%

69

100

2000

758

113%

464

133%

88

115

2001

746

111%

457

131%

76

108

2002

755

113%

465

133%

85

116

2003

765

114%

479

137%

96

129

2004

761

114%

474

136%

91

124

2005*

782

117%

489

140%

112

140

2006

758

113%

481

138%

88

132

2007

763

114%

481

138%

93

131

2008

755

113%

480

137%

85

131

Результат за 1992-2008 рр.

12 829


7 696


1 441

1 758

Количество умерших за
1990-2008 гг. График 1.

Статистика не просто грустна. Она ужасающа. Прежде всего, шокирует быстрый
рост умерших:

1. В базовом 1991 г. (году провозглашения Независимости) мы
проводили в Мир иной 670 тыс. украинцев, хотя в 1990 г. это число было намного
меньше, на 40 тыс. и составляло 630 тыс. В 1990 г. лишь отдельные смельчаки (вроде автора этой
заметки) вслух предрекали Независимость Украины, состоявшуюся в году следующем;

2. К 1995 г. количество умирающих стремительно выросло до
793 тыс. – темп составил 118%;

3. Далее наблюдалось заметное снижение количества умерших
украинцев. Однако, вернуться на уровень, который нам обеспечивало плохое
советское здравоохранение не удалось. В последнем предкризисном году мы
простились с 755 тыс. наших родственников, друзей, близких, … украинцев. А это на 85 тыс. больше чем в последнем году
существования УССР.

С 1992 по 2008 гг. за счет
прироста количества умерших по сравнению с 1991 г. от нас ушли 1 441 тыс.
наших сограждан. Вымерла целая область!

Справочно: у нашей соседки Польши картина абсолютна иная: в 1990 г. умерло 390
тыс. человек, а в 2006 это количество уменьшилось до 370 тыс.

Статистика показывает, что рост количества умерших, который не замечают
наши политики, стал возможным за счет увеличения смертей от болезней системы
кровообращения: инфаркты, инсульты…

Прирост количества умерших. График 2.

Уже в 1992-96 гг. прирост численности умерших от болезней системы
кровообращения (красный цвет) составил львиную долю общего прироста (черный
цвет). А начиная с 1997 г. прирост
инфарктов и инсультов не просто уносили больше чем все остальные болезни. Прирост
смертей от инфарктов и инсультов с лихвой компенсировал снижение смертей по
другим причинам. То есть: Сохранение на советском уровне количества
умерших от инфарктов и инсультов остановило бы рост общего количества смертей.
Таким образом, по состоянию на 01 января 2009 г. нас было бы на 1 758 тыс.
или почти на 4% больше.

Ошарашенный
этими числами проконсультировался с хорошими врачами-практиками, имея опыт
аварийного спасения близкого человека от неотвратимого инфаркта – полтора года
назад за 2 ампулы пришлось моментально заплатить 11,2 тыс. грн. И спас. На
вопрос: «Почему?» получил от врачей замораживающий сердце своею тривиальностью
ответ: «Значительная часть пациентов, неотвратимо идущих к инфарктам и
инсультам, весьма бедны. Они могут покупать лишь самые дешевые лекарства типа
валокордина и спазмалгона. У них нет денег для более эффективного лечения. Они
умирают и, с позволения сказать, портят статистику руководству страны».

Понимаю,
что не делаю открытия. Понимаю, что среди читателей, безусловно, найдутся
специалисты значительно глубже, системней знающие проблему вымирания украинцев
от нищеты. Но не могу понять: Почему наши вожди замалчивают эту проблему?
Понимают ее неразрешимость? Смирились с нашим вымиранием – с самогеноцидом?
Выполняют чей-то заказ? Или наши политики за пределами обычных моральных
стандартов? Если автор не прав, то почему же тогда в политических программах
ведущих политических сил нет обещаний (хотя бы!) радикально уменьшить
количество смертей от заболеваний системы кровообращения??? Или слишком много
денег нужно для решения этой проблемы?

Конечно
же, тяжело найти деньги даже на самое необходимое в стране не имеющей ужу 18
лет экономической политики рассчитанной на мощный стратегический успех и
вошедшей в Независимость с устаревшими основными активами (технологиями), неподготовленными к руководству страной политиками
и смутным представлениям о работе на рынках. Но тогда почему же спустя 18 лет
не уделяется необходимого системного внимания развитию реальных конкурентных
преимуществ Украины? А ведь преимущественное развитие конкурентных преимуществ
для облегчения зарабатывания денег – ординарная истина, известная самому рядовому бизнесмену.

Почему не уделяется минимального внимания восстановлению важнейшего
конкурентного преимущества Украины – судостроения, в частности, и морской
индустрии, в целом? Ведь внимание власти нужно не для получения бюджетного
финансирования даже в небольших размерах. Внимание власти к морской индустрии
должно реализовываться по формуле Адама Смита: «Денег нет! Даю свободу!
Работай!». Нужно конкурентоспособное регулирование: налоги, таможенные пошлины
и т.д. Однако, до сего времени не выполнено прекрасное поручение
Премьер-министра Украины Юлии Тимошенко по результатам совещания 04 июля прошлого (!) года в г.Николаеве. И не
просто не выполнено – могильщики судостроения из Минфина и Минэкономики Украины
умудрились снять его с контроля.

Премьер-министр
Индии Раджив Ганди незадолго до своей гибели 21 мая 1991 г. (опять 1991 г.) инициировал
создание специальные регуляторных условий для программистского бизнеса. Тогда
этот вид экономической деятельности в Индии был в зачаточном состоянии. Но у
индусов было важное конкурентное преимущество – приличное знание английского
языка. И «процесс пошел». Перепрыгивая к годам нынешним приведем данные Ассоциации,
объединяющей индийских программистов – NASSCOM. В
начале 2007 г. она напомнила, что за прошедшие 10 лет индийский ранок
аутсорсинга вырос почти 10-кратно (автор
– до 47 млрд. дол.)
с 4,8 млрд долларов в 1997 году. Также за последние 5
лет все ведущие ИТ-компании мира открыли в Индии свои сборочные цеха или центры
инноваций. И сегодня в Индии трудится чуть ли не 300 тыс. программистов. В 2010
же году индийские программистские фирмы собирались экспортировать математики
чуть ли не на 60 млрд. дол. И кризис им не помеха – такая особенность этого
вида бизнеса. Важное качество: в этих 60 млрд. дол. зарплата с отчислениями на
нее занимает процентов 90 (материальные затраты ничтожны). Т.е., заработать
такую же сумму на экспорте, предположим катанки можно лишь на объемах в 4-5 раз
превышающих указанных 60 млрд. У нас работает порядка 50 тыс. программистов.
Разработка матобеспечения для компьютеров – важное конкретное преимущество Украины. Но обращения к власти наших
программистов остаются без ответа – уже лет 5.

А пока
что мы остаемся с практически неизменной и весьма рисковой структурой экспорта
(Таблица 2).

Таблица
2.


Питома вага п’яти
найважливіших груп товарів в експорті.

2008 – %%

2001 %%

Ризики

1.

XV. Недорогоцінні метали
та вироби з них (в основному чорнi метали).

41,2

41,32

Застарілі заводи у ближчий
перспективі можуть не витримати конкуренції з Китаєм та Росією – втратимо обсяги експорту – загостряться
соціальні проблеми (злидні, смерті).

2.

V. Мінеральнi продукти (в
основному нафта та продукти її перегонки)

10,5

10,76

Залежність від цін, котрі
встановлює ОПЕК. Одна за причин згубних фінансових утруднень в СРСР – різке
зниження світових цін в кінці 1980-х рр. (під тиском США).

Таке ж саме може зустріти
й Україна.

3.

XVI. Механічне обладнання;
машини та механiзми, eлектрообладнання та їх частини; пристрої для
записування або відтворення зображення і звуку

9,5

10,54

Основні активи машино та
приладобудівних заводів застаріли ще за часів СРСР. Радикальне їх оновлення
не ведеться. Втратимо обсяги експорту – загостряться соціальні проблеми
(злидні, смерті).

4.

II. Продукти рослинного
походження (в основному зерно)

8,3

4,26

Світові ціни на зерно нам
не підвладні. Їх різке зниження поставить Україну на коліна (враховуючи п. 1.)

5.

VI. Продукцiя хiмiчної та
пов’язаних з нею галузей промисловостi

7,5

9,09

Залежність від Росії.
Залежність від світових цін, котрі керуються не нами.


 Разом

77

75,97


Таким образом, ¾ нашего экспорта стратегически есть
весьма рисковыми. И, следовательно, угроза потери и так не слишком высоких
заработков весьма реальной. И, следовательно, угроза сохранения нищенского
состояния значительной части нашей нации в обозримом будущем есть весьма
реальной. Почему об этом хотя бы гаранты (нынешний и прошлые) не говорят, да во
весь голос?

Поневоле вспомнишь
слова моего великого земляка Владимира Даля, создателя «Толкового словаря
живого великорусского языка». Он так сказал: «Политик – умный и ловкий (не всегда честный)
государственный деятель; вообще скрытный и хитрый человек, умеющий наклонять
дела в свою пользу, кстати молвить и вовремя смолчать.»

«Наклонять
дела в свою пользу…». Похоже, это про нашу власть… Ну а как же тогда с выживанием нации?

Виктор Лисицкий,

Правительственный секретарь Кабинета
Министров Украины (1999-2001 гг.),

Народный депутат СССР